Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Сергей Котлячков

В продолжении разговора...

(16-27 апрель 2013 г.)

Эти вопросы были заданые мной в переписке с Игорем Кларком после обсуждения его интервью, опубликованного на сайте «Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)» под названием
«Я не хотел писать попсу»
(апрель 2013).

-Кто придумал название «Аэробус»?

Полагаю, название группы предложил сам Юрий Михалыч. Было время, когда он побаивался пользоваться воздушным транспортом. Однажды, при гастрольном перелёте из Грозного в Сочи, члены экипажа (похоже, лётчики знали об этом) уговорили его сесть за штурвал самолёта. Летели довольно долго, «управляемые» Юрой. Позже под аплодисменты коллектива из кабины вышел счастливый, улыбающийся «ребёнок».

-Можно заглянуть в Вашу «Трудовую книжку», чтобы точно определить период работы в «Аэробусе»?

11.07.1983. Принят артистом ВИА п/у Ю.Антонова.
08.01.1986. Уволен по собственному желанию.

-Кто из музыкантов записывал пластинку Ю.Антонова «Поверь в мечту» (С60 22285 006) (запись 1984 г.) и кто делал аранжировки песен, включённых в эту пластинку?

Она сейчас лежит рядом. Только сейчас я обратил внимание, что текст «Если пойдём вдвоём» написан В.Кузьминым. Во время записи я всё удивлялся, что он тут делает? Записывали всё те же люди – Маргулис, Микоян – Шабловский (тире как символ «бриджа» – мелодической, гитарной терции, характерной для песен Юры (и не только).
Я на «стринге» и «синтюке» (не помню, клавинет был ещё тогда? – надо слушать). Варвалюк – барабаны. Потом Юра записывал «Родес-пиано».
Многое пробовали и меняли по ходу песни, т.к. практически все было обкатано на гастролях. Немногие вещи делались единолично. «Двадцать лет спустя» (её нет на пластинке) делал, например, Вадик Голутвин (красивый гитарный бридж). «Зеркало» осталось от С.Рудницкого. Никакого «диктата» не было.

-Была ещё такая песня – «Семь дней недели», которая якобы тоже должна была войти в этот альбом, но была заменена на «Мой путь прост». Это действительно так?

Не помню. Боюсь соврать. «Целиковые» аранжировки для Кати делал я, но, честно говоря, без особого энтузиазма и соответствующего качества. Записано было много. Во всяком случае, больше девяти. На всякий случай.

-Какие ещё песни изданы на пластинках, где можно услышать Вас?

Мои неожиданные смены этажей в социальном лифте (институт, работа на буровой, армия, места «скорби», длительная служба в Церкви) не дали мне возможность подумать о собственной пластинке, хотя сейчас я вижу, что напрасно не уделил этому внимания. Невзирая на жизненные перипетии, я всегда кому-то помогал в музыкальном плане (аранжемент, репетиции к предстоящим концертам), делая это, в основном, безвозмездно. Это давало мне силы жить дальше...
Бoльшая часть творчества лежит «в столе». Ниже я дам несколько ссылок с музыкой из Интернета. Скорее – это этюды и «зарисовки», нежели музыка для коммерческого пользования:
http://soundcloud.com/deedoodaa
http://www.reverbnation.com/igorclark/songs

-Рассказывали, что летом 1985 во время совместного концерта групп «Круг» и «Аэробус» в середине второго отделения, когда Юрий Антонов покидал сцену для кратковременного отдыха, то «Аэробус» превращался в «Наутилус» и исполнял несколько песен из репертуара «Наутилуса». Наверное, Маргулис предложил этот номер? Появлялся ли на сцене С.Кавагоэ? Какие песни исполняли при этом?

Я помню, Кава ездил с нами на гастроли, но на сцене я его не помню. Когда Юра отдыхал – 2-3 песни, написанные им же, пела Катя Семёнова.

-Вопрос про клип «На высоком берегу...» Этот клип был показан по ТВ в начале 1986 года. Съёмки этой передачи были или в конце 1985, или в начале 1986 года. А 1985 году Вы работали в «Руси». Получается, что Вы уходили из «Аэробуса», а потом опять вернулись в конце 1985 года?

Что касается ошибок в датах, думаю – это просто моя рассеянность. Не заглянул в «Трудовую книжку». Видимо, в «Русь» я пришёл позже...
Я не уходил. Некоторые люди приходили на замену. Знаю, что в следующем после моего ухода составе на гитаре играл Виктор Зинчук.

-Есть ещё видеоролик с Вашим участием – «Долгожданный самолёт»:
http://www.youtube.com/watch?v=NF8mEZGT3EA
Там, на переднем плане, с гитарой – Игорь Шабловский. А на заднем плане в очках с «клавишами» – это кто? И вот на этом фото – это он же (между Вами и Варвалюком)?

Это и есть «Шмель», имя которого я так, к сожалению, и не смог вспомнить. (Отличный музыкант, прекрасный товарищ. Играл во многих известных в те времена группах). Рекомендовал его Евгений Маргулис именно с таким «именем». Прилипло... Ещё, кроме Юры Ратманского (одна поездка), с нами работал клавишник Сергей Нефёдов и гитарист Вадим Голутвин (СВ).

- Вадим Голутвин, как раз, и «попал» в видеоролик песни «На высоком берегу»? А то видео – «Долгожданный самолёт» – получается, единственное с участием Игоря Шабловского?

Может быть. Я не знаю. Я помню, было ТВ в Киеве и ещё где-то.

-Кстати, вспомнил ещё про Виктора Варвалюка. Я так понимаю, что он сейчас занимается бизнесом в Калининграде. Нам как-то попалась вот такая публикация. Вы видели её?
http://www.kp.ru/daily/25801.4/2781861/

Молодец, Витёк! В «Аэробусе» самый весёлый парень – я его помню таким. И удар действительно мощный...

-В заметке из «Звуковой дорожки №132» газеты «Московский комсомолец» от 31.01.1986 ней сообщается о том, что Ю.Антонов закончил работу над новой пластинкой с песнями на стихи И.Шаферана, С.Алиханова, В.Дюнина, А.Косарева, В.Сауткина. В новый состав аккомпанирующего ему ансамбля «Аэробус» вошли известные музыканты: В.Голутвин, Е.Маргулис и С.Нефёдов.
Кроме этого, на конверте пластинки «Долгожданный самолёт» (запись 1985 г) указано, что в записи принимали участие В.Голутвин, Е.Маргулис, С.Нефёдов, Ю.Антонов, С.Гурбелошвили, А.Чиненков.
Исходя из этого, я предположил, что музыканты предыдущего состава, в т.ч. И.Кларк, не принимали участия в записи LP «Долгожданный самолёт» в конце 1985 года, а, следовательно, в конце 1985 года уволились из «Аэробуса». А на гастроли с Антоновым стали ездить В.Голутвин, А.Чиненков, Е.Маргулис и С.Нефёдов. Или я ошибаюсь?


Возможно, в записи пластинки "Believ in the Dream" участвовал кто-то из указанных музыкантов. «Поверь в мечту» – 9 песен; списка музыкантов нет; песни «7 дней недели» тоже. Указаны группа «Аэробус» и Струнная группа Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио (7, 8). О пластинке «Долгожданный самолёт» я не помню. (У меня её просто нет). То, что мы писaли, ещё не имело названия проектов (пластинок).
Диск "Поверь в мечту".

-Вот сканы конверта и диска альбома Ю.Антонова «Долгожданный самолёт».
Взгляните на список песен. Может быть, Вы также участвовали в записи некоторых из них? К примеру, песни «Долгожданный самолёт» и «На высоком берегу» есть на видеороликах, на которых присутствуете и Вы. И пришлось ли Вам в «Аэробусе» работать совместно с Сергеем Нефёдовым и что-либо с ним записывать?



Хочу напомнить, что до моего прихода на клавишах работал Сергей Рудницкий, а во время моего сотрудничества с «Аэробусом» уже стали приходить «вторые» клавишники. Я работал с Ротманским, «Шмелем» и Сергеем Нефёдовым. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что именно в те времена появилась тенденция к увеличению количества Keyboards. Юрий Михайлович больше времени уделял сольному пению и электропиано. Я, действительно, сейчас уже не помню, в записях каких песен я участвовал. Многое было записано до моего прихода. Помню, я разучивал партии (вероятно, С.Рудницкого) «Зеркало» и «Маки» и какие-то другие. Ноты, конечно, не сохраняли, а учили по магнитофонным записям. Программа на гастролях менялась, соответственно на репетициях кое-что менялось и в звучании песен.

-В книге В. Марочкин, Н. Сычев, А. Игнатьев. «Песни нашего поколения. Восьмидесятые», Издательство: Феникс, 2012 г. на стр. 134 приведена следующая информация:
«Самой популярной пластинкой этого (1985) года в СССР стал новый альбом Юрия Антонова «Поверь в мечту» ("Believe in the Dream"). В первой половине 80-х у Антонова, как и у многих других авторов, возник конфликт с Союзом композиторов СССР, который привёл к тому, что его песни почти перестали издаваться на пластинках и звучать в эфире. Но всё же здравый смысл взял верх, и фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант Юрия Антонова «Поверь в мечту», в который входили песни... Эти песни в тот год можно было слышать, наверное, из каждого открытого окна».
Ощущали ли музыканты «Аэробуса» давление со стороны худсоветов и исполняли ли в концертных программах песни членов Союза композиторов?


О конфликте с Союзом композиторов я знал. Помню, как перед концертом, на саунд-чек в Театр Эстрады пришли чиновники с портфелями поговорить с Ю.М. Разговор, мягко говоря, не получился. В эфире песни Антонова, действительно, звучали нечасто, но «Море», «Крыша дома...», «Зеркало» и многие другие звучали почти во всех ресторанах. Музыканты каждый месяц заполняли «рапортички», указывая количество исполнений той или иной песни, и сдавали их в РАО, где по полученным цифрам авторам песен начислялись гонорары. Думаю, в этом был корень конфликта.
Никакого давления со стороны худсоветов не было. Юра никогда об этом не говорил и, думаю, на компромиссы не шёл...
Ни разу не было исполнено ни одной песни, написанной не Антоновым. Катя Семёнова пела несколько песен, написанных им же для неё.

- В той же книге (стр. 161):
«Среди самых популярных пластинок, выпущенных фирмой "Мелодия" (в 1986 году), можно выделить новый альбом Юрия Антонова "Долгожданный самолёт"». Аудиотрек видеоклипа песни «Долгожданный самолёт» (http://www.youtube.com/watch?v=NF8mEZGT3EA), снятый в 1985 году с участием И.Шабловского, по-видимому, был переписан для LP заново другим составом. Аудиотрек видеоклипа песни «На высоком берегу», снятый в 1985 году (http://www.youtube.com/watch?v=zy0ORWotw_U), идентичен фонограмме LP «Долгожданный самолёт». Может быть, партию клавишных в этой песне на пластинку записал Игорь Кларк, хотя и не упомянут на конверте LP?


Я уже отвечал. Может быть. Не знаю.

-В Интернете встречается информация о том, что обязанности музыкального руководителя в «Аэробусе» в разное время исполняли разные музыканты. Менялись ли музыкальные руководители в период 1983–1986 гг.? Кто числился на этой должности, и кто реально исполнял эти должностные обязанности (делал аранжировки, проводил репетиции)?

Обязанности музыкального руководителя при мне исполнял И.Шабловский. Навещал музыкантов в номерах – сообщал, когда репетиция, какие изменения в программе, когда выезд на отдых (в горы, например), когда транспорт на площадку или в аэропорт.
Не думаю, что это кого-то особенно интересовало. У нас всех были дружеские взаимоотношения. Когда в состав пришли Вадик Голутвин и Сергей Нефёдов, разговоров на эту тему не было. В филармонии существовало штатное расписание, поэтому, думаю, это было не очень важно, в связи с небольшими переменами в составе. Музыкальное общение с новыми людьми всегда полезно – «новая» энергия», «новые краски» в звучании. Даже аранжировки делались зачастую «коллегиально». Ю.М. приносил новую песню, пел её, сидя за роялем или электропиано, говорил, что он хотел бы услышать. Соответственно, басист и барабанщик искали соответствующие ритм и стиль, гитаристы обсуждали аккомпанемент, сольные партии, клавишники распределяли Brass, Strings (violins), Solo в соответствии с развитием мелодии и текста. Окончательное решение принимал Ю.М. Он часто пел, сидя за электропиано, играл сольные партии. Репетиции проходили спокойно. Все старались не мешать друг другу. Конечно, некоторые были более инициативные и опытные, но все относились друг к другу с пониманием. Конфликтов не помню. «Закулисных» обсуждений тоже...

-В конце 1986 года Ю.Антонов стал выступать с аккомпанирующим ансамблем, не имеющим названия. В этом ансамбле стали играть В.Зинчук, А.Шевляков, Н.Шевченко, Г.Рябцев, И.Прокофьев, А.Бахурец. Не могу найти сейчас, но где-то попадалась информация о том, что после очередной смены состава в конце 1986 года группу «Аэробус» возглавил И.Шабловский. Кто же остался играть в «Аэробусе» п/у И.Шабловского, и что у них был за репертуар?

Знаю, что после гастролей в Европу руководил Шабловский, потом был некоторый перерыв-отдых. Позже он уехал в Канаду, Вадик Лащук «ушёл» (Царствие Небесное!). Затем пришёл Витя Зинчук.

-C кем Вам было интереснее работать в плане творчества: c Е.Маргулисом или В.Лащуком, с В.Голутвиным или И.Шабловским?

Может быть, это не очень вежливо, но с Маргулисом, Голутвиным и Нефёдовым работать всегда было веселее, дружнее и приятнее.

-Можно ли узнать состав вокалистов и музыкантов, принимавших участие в записи рок-оперы «Иуда», а также трэклист рок-оперы?

На фото пластинки «Иуда» указаны названия арий и синглов, а с правой стороны – соответственно, исполнители: