"Акварели".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Не "мелодичные" "Акварели".

(июнь 2021)
1

Просматривая статью из газеты "Московский комсомолец" об ансамбле Акварели", я наткнулся на упоминание о диске, которого в Дискографии коллектива в итоге не оказалось:

-Идет работа еще над двумя дисками. Для одного из них композитор Сигизмунд Кац написал музыку на стихи прогрессивных американских поэтов. Семь песен связываются инструментовками, музыкальными картинками, словом, единой сквозной мыслью, мыслью о мире, о любви, протестом против войны...
Во второй диск войдут популярные песни.


Если предположение, что статья 1978 года, верно, то диски эти должны были выйти где-то в 1978-79 годах. Действительно, в 1978 году вышел второй гигант ансамбля (С60-10903-4), а в 1979 и третий (С60-12731-32 «Солнечный луч в моем сердце»).


А куда делся диск с песнями Сигизмунд Каца на стихи прогрессивных американских поэтов?
И почему советские поэты оказались для "Мелодии" предпочтительней?

Оказывается в дело вмешалась грядущая московская Олимпиада 1980 года.
Фирма "Мелодия" в 1978 году предложила различным популярным исполнителям подготовить к этому событию пластинки, где были бы представлены зарубежные авторы. Тартаковский воспользовался этим, и начал готовить диск с музыкой своего давнего приятеля композитора Сигизмунда Каца, который подготовил цикл песен на стихи американских поэтов. Диск этот, чтобы успеть к Олимпиаде, должен был быть готов к концу 1979 года. Но не тут-то было.

Конфликт между США и СССР в этом вопросе был заложен ещё в 1974 году на этапе выбора страны проведения Олимпиады-80. Международному олипийскому комитету пришлось выбирать между США (Лос-Анжелес) и СССР (Москва). С большим отрывом в голосовании выиграла Москва. С этого момента началась явная и тайная борьба США против Олимпиады-80. О том, как она происходила лучше прочитать ЗДЕСЬ.

Параллельно с этой работой "Мелодия" подготовила второй гигант ансамбля "Акварели" (С60-10903-4), составленный целиком из песен советских авторов, ранее уже выходивших на миньонах. С диском этим произошла забавная история, о которой можно прочитать ЗДЕСЬ.

К 1979 году отношения между СССР и США накалились. Культурные связи и так не особенно-то широкие снизились до предела. В этой связи пластинка, заглавной песня которой называлась "Стань, Америка, Америкой опять", целиком составленная из песен американских авторов стала явно не к месту и её сняли с производства. А вместо неё в спешном порядке подготовили другую, куда вошли 8 песен (из 12) различных иностранных авторов. Пластинка стала довольно популярной. И можно смело утверждать, что диск с песнями Сигизмунда Каца на стихи прогрессивных американских поэтов такой популярности не имел бы. Так что, нет худа, без добра.

Однако, песни С.Каца в исполнении ВИА "Акварели" не пропали в архивах "Мелодии". Они были изданы на магнитофонной кассете СМ00782 Тбилисской студией грамзаписи. За исключением заглавной песни "Стань, Америка, Америкой опять".

Судя по номеру (СМ00782) фонограмма для этой кассеты была записана в 1979 году. Но в каталоге-бюллетене "Мелодии" за 1979, 1980 и 1981 годы этой кассеты нет. На внутренней стороне вкладыша этой кассеты есть надпись- (С) "Мелодия" 1981. Что означает, что дизайн этого вкладыша был сделан в 1981 году. А поскольку других вариантов этой кассеты до сих пор не найдено, то следует предположить, что кассета эта выходила не ранее 1981 года. А, вероятнее всего, и позже.
То есть, события развивались, примерно, так. Фонограмма записана в 1979 году, но в производство не пущена (осталась в архиве). В 1981 году принимается решение о выпуске кассеты и для неё разрабатывается вкладыш. Дальше материалы передают в производство и кассеты начинают выпускать. Получается, что это, скорее всего, был 1982 год.
В СССР компакт-кассеты с записью выпускали три подразделения "Мелодии": Тбилисская студия грамзаписи, Рижский завод грампластинок и Таллинский завод музыкальных кассет. Сегодня в Сети мне удалось найти только варианты ТСГ. Первый датирован декабрем 1982 года, а второй январем 1983 года.

Отсюда можно предположить, что кассета эта выпускалась с конца 1982 года по начало 1983 очень небольшим тиражом.
Косвенно, это подтверждает издательство "Советский композитор", которое только в 1983 году выпустила полный нотный сборник этого цикла с заглавной песней "Стань, Америка, Америкой опять".


Но на этом беды ВИА "Акварели" с подготовленными, но так и неизданными дисками не закончились. В 2014 году мне довелось пообщался с Юрием Романычевым и в нашей переписке он упомянул о таком эпизоде:

-Была ещё пластинка 1982 года, запись происходила на "Мелодии" в автобусе. Готовились тщательно, там были почему-то какие-то песни про войну. Пластинка не вышла, но за работу нам заплатили. В тот момент в помещении студии "Мелодия" шёл полный ремонт. Устанавливался английский пульт АМЕК, работали англичане-инженеры и технари, мы все перезнакомились. Среди них оказался даже гитарист. А сам запись шла в автобусе – передвижной студии (интересно, он уцелел? Когда я ходил на Мелодию на какие-то разовые подработки, всё время видел этот автобус во дворе). Барабанщиков и вокалистов загоняли работать в здание, кабели шли в автобус. А я с инструментами (это был простенький синтезатор Yamaha и собственность Мелодии – Rhodes Piano) играл прямо в аппаратной, в тесном автобусе.

В Дискографии коллектива в 1982 году есть только участие в записи диска Зиновия Бинкина "Здравствуй, любовь".

И после этого никаких записей на "Мелодии" не было.
Что это была за пластинка и почему она тоже не вышла?

Готовя этот материал мне удалось выяснить, что для этого диска записывалась песня А. Тартаковского "Русская земля" (солист В.Михайлов), а так же ряд песен композитора Константина Титара (который кроме того был музыкальным редактором на ТВ). Диск записывался долго и нудно, поскольку музыкальный материал самим музыкантам активно не нравился. Звукорежиссером диска был Александр Синицын.

Чтобы ответить на вопрос, почему и этот диск не вышел, стоит вернуться на несколько лет назад и послушать, что сказал Валерий Белянин о причинах своего ухода из "Акварелей" в 1978 году.

-Атмосфера в коллективе была ужасной, и обстановка стала угрожать нашему здоровью. Дисциплины не было никакой. Иначе, мы бы спились.

В 1981 году в "Акварели" пришел Игорь Офицеров и вот как он об этом вспоминал позже:

-Тартаковский интеллигентнейший человек. Очень приятный в общении. Но такого пьянства как в «Акварелях» я не видел нигде. Да, мы выпивали и в «Поющих сердцах» и в «Голубых гитарах», но в «Акварелях»… И утром, и днем, и ночью – круглые сутки пили!

Из приведенных выше цитат становиться ясно, что явилось причиной не выхода диска.
История получилась следующей. Осенью 1982 году ВИА "Акварели" посетили с концертами космодром Байконур, где дали два концерта в Доме офицеров.
ВИА "Акварели" на Байкануре 1982 г.

Во время второго концерта случилась такая история, о которой поведал бывший солист ансамбля Владимир Михайлов:

-Приехали мы на Байконур. Во Дворце Культуре «Строитель» начинается наш концерт. Открывается занавес и наш гитарист Алексей Игумнов падает со сцены на первый ряд, прямо на начальника политотдела космодрома. И гитарой ему прям по зубам. Мы поем и ничего не понимаем, у того кровь хлещет изо рта. Только потом сообразили, что Леша принял стакан и свалился с ног. А там же чекист на чекисте! Все засекречено. Мы даже летели сюда «Домодедово – пункт назначения», даже не было названия... В общем, как уж мы выкрутились, даже не знаю. Думали, что расформируют.

Последствием этого концерта стало решение о расформировании коллектива. Естественно, был снят с производства готовящийся диск. Но недаром Тартаковский имел множество влиятельных друзей. Он повинился в Москонцерте и пообещал кардинально обновить состав музыкантов, уволив всех сильно пьющих. То есть, по сути, своих друзей, которые составляли его ближний круг. Об этом Тартаковский объявил официально. Но в итоге уволили Игумнова и еще нескольких музыкантов не из числа близких к руководителю (в том числе и В. Михайлова).
Формально своё обещание Тартаковский сдержал и этим ансамбль сохранил, но запрет (на год) на новые записи на "Мелодии" остался. К моменту, когда он истек, ансамбль окончательно деградировал и уже не представлял никакого интереса для "Мелодии".