Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

О чем плакали гитары Михая Долгана.

май-июнь 2018

1
Плачут гитары, ну что же пусть,
Если на парня находит грусть,
То виноваты во всем они.
Только они одни!

Причиной, подтолкнувшей меня к написанию этой статьи, стала недавняя публикация в газете "Молдавские новости" сообщения о выходе в свет книги об истории ВИА "Норок". Я прочитал статью. И могу предположить следующее. Эта книга не прибавит ничего к пониманию феномена этого коллектива, поскольку она вся пострена на ложных, мифических постулатах из прошлого и ущербных сегодняшних амбициях несостоявщихся евромолдован. Это будет художественная литература из которой можно будет почерпнуть некоторые факты из жизни коллектива, при этом эти факты будут сильно отличаться от реальности и в силу забывчивости свидетелей и в силу коньюктурности автора. При этом, рад буду ошибиться в своем предположении.

Тем не менее, история ВИА "Норок" окутана таким количеством вымыслов, что только для их опровержения потребуется написать книгу по обьему не меньше этой. А поскольку любая самая дальняя дорого всегда начинается с первого шага, то сегодня мы его и сделаем.
Отдельное спасибо за помощь в подготовке этого материала Сергею Соловьеву и Александру Кудряшову.

Михай Долган, как и большинство тогдашних музыкантов, конца 50-х /начала 60-х формировались под влиянием модного тогда джаза, который, будучи американским музыкальным явлением, тем не менее, вполне официально культивировался в СССР на волне так называемой "оттепели". Позже сам Долган вспоминал об этом:
-Я ушёл из ансамбля Бурдина, играющего популярную музыку, но в Киеве мне пришлось выдержать новый экзамен. Там, благодаря моим коллегам, с которыми я познакомился и с кем я работал вместе два года, у меня открылись глаза, и я узнал совершенно другую музыку - джаз. Эта музыка поразила меня. Фактически, открылась еще одна сущность меня самого. Это было новое испытание, это был экзамен на джаз.

После армии, уже будучи убежденным джазменом и с солидным джазовым багажом М.Долган пришел на профессиональную сцену, где и дальше продолжал развиваться в этом направлении.
Однажды в одной из гастрольных поездок Долгану предложили создать джазовый коллектив при Пензенской филармонии. Вернувшись из поездки в Кишинев, Михай решил посоветоваться на эту тему в Молдавской филармонии с её директором Александром Сергеевичем Федько, который и предложил реализовать эту идею в Кишиневе. Он же предложил название для нового коллектива. Так в 1967 году возник джаз ансамбль "Норок".

1967 год.
Слева-направо: Евгений Воробьёв (барабаны), Василе Вердеш (гитара), Михай Долган (руководитель, клавишные), Штефан Петраке (солист-вокалист), Виктор Руснак (бас-гитара).

Молодежь, которую привлек Долган в своой коллектив не разделяла джазовых пристрастий своего руководителя и хотела исполнять более эстрадную, но при этом западную музыку. В этом ключе и была сделана первая программа. В таком виде худсовет филармонии программу не принял. Тогда Долган, будучи наряду с джазом, приверженцем и румынской (молдавской) народной песенной культуры, переориентировал западный уклон программы в сторону национальных мотивов, но при этом сохранил стиль молодежного биг-бита. Такой подход не устроил Ш. Петраки, и он в том же 1967 году ушел из ансамбля и перебрался в Донецкую филармонию в ВИА "Современники".

Михай Долган начал писать песни, которые органично вписались в новую концепцию ансамбля. При этом шло постоянное обновление состава и новые музыканты, набираемые им из самодеятельности уже хорошо знали новый стиль и безболезненно вливались в коллектив, попутно превнося в него новые краски.
К 1969 году сформировался состав, который в полной мере можно отнести к ВИА (поющие музыканты). К этому времени первый советский коллектив подобного плана "Поющие гитары" уже приобрел всесоюзную славу, и оказывал серьезное влияние на зарождающие коллективы. Можно предположить, что именно под влиянием "гитар" и произошла смена определения "джаз ансамбль" на ВИА.
ВИА «Норок» 1969 год:
(слева-направо): Михай Долган (Mihai Dolgan) (клавишные, руководитель группы), Ион Суручану (Ion Suruceanu) (соло-вокал), Тудор Гарош (Tudor Goras) (ритм-гитара, саксофон), Александр Казаку (Alexandru Cazacu) (соло-гитара), Валентин Гога (Valentin Goga) (барабаны).

Летом 1969 года группе удалось записать несколько песен на фирме грамзаписи "Мелодия" и выпустить первую пластинку- односторонний миньон с главным хитом коллектива -песней "О чем плачут гитары".
Первая пластинка ансамбля ГД 0001619 (август 1969 г.)

Как удалось молодому коллективу записать эту пластинку достоверно не известно. Можно только предположить, что этому способствовала активная гастрольная деятельность, первоначально по республике и соседним областям. В последствии Суручану будет вспоминать, что в этот период они дали в Лениградаде за месяц 45 концертов. Однако к какому периоду времени относяться эти воспоминания, не ясно. Вообще о творческой и концертной деятельности "Норок" до 1970 года нет никакой достоверной информации.
На фото - второй состав ВИА «Норок», который участвовал в записи первой пластинки: (слева-направо): Ион Суручану (Ion Suruceanu) (соло-вокал), Тудор Гарош (Tudor Goras) (ритм-гитара, саксофон), Валентин Гога (Valentin Goga) (барабаны), Александр Казаку (Alexandru Cazacu) (соло-гитара), Михай Долган (Mihai Dolgan) (клавишные, руководитель группы). На фотографии отсутствуют Виктор Руснак (Rusnac) (бас-гитара).

"Норок" стал первым ВИА, который выпустил пластинку из песен собственного сочинения, чего и дальше мало кому удалось сделать. К этому времени "Норок" стал однозначно самым популярным эстрадным коллективом в Молдавии. А после выхода этой пластинки стал широко известен и на просторах всего СССР. Однако, стоит отметить и такой факт, что в тот момент это был всего второй значимый (известный) коллектив ВИА-жанра после "Поющих гитар". И по сути эта известность базировалась только на одной песне «О чем плачут гитары» (М. Долган - Е. Кримерман). В исходном варианте она была записана на молдавском языке. А когда в 1971 году московский ВИА "Голубые гитары" запишет ее на пластинку с русским текстом, то популярность этой песни в пределах СССР воистину станет глобальной.


Продолжение