Валерий Колпаков.
Эволюция истоков.
(1 марта 2015, февраль 2019).
Часть 2.
Вопрос- кто был первый советским ВИА- продолжает будоражить умы ныне уже весьма немногочисленных приверженцев жанра. В то время, как для всей остальной страны, этот вопрос сегодня не имеет никакого
значения. Однако, так будет не всегда. Я уверен, что необходимость пристального изучения всей советской истории, всего лишь вопрос времени. И даже совсем не далекого. Не избежит этой участи и история
самого многочисленного и успешного за все время существования России музыкального направления- ВИА. Жанра, на удивления так мало изученного сегодня, но при этом так усердно забитого постсоветскими мифами.
По этой причине я попытаюсь в меру известных мне фактов пролить сегодняшний свет на давно минувшие события.
Первый подобный опыт я предпринял в 2011 году. С того времени прошло 3,5 года, мои знания о предмете расширились и приобрели некую стройность. Это,
в свою очередь, привело меня к изменению некоторых прежних взглядов на события прошлого. Сегодня я попытаюсь актуализировать вопрос о первом советском ВИА.
Этот, казалось бы, простой по сути вопрос с течением времени и появлением новых знаний по предмету становился все более и более сложным и разбивался на подвопросы, которые в свою очередь хотя и были
связаны между собой, но вполне могли бы существовать отдельно друг от друга.
Сегодня это выглядит так.
Первый советский ВИА:
- первый ВИА;
- первый советский ВИА;
- основатель жанра ВИА.
Казалось бы, к чему такие сложности? Очевидно же, что первый ВИА- это, конечно же,и первый советский ВИА, и именно с него, как основателя жанра, пошел отсчет истории "Вокально-инструментальной Эры".
Однако жизнь, как всегда, вносит свои коррективы в стройные теории. Вдруг выяснилось, что первый ВИА был не советским, а первый советский ВИА никакого отношения к жанру не имеет.Но если,в этих случаях вопрос первенства никаких сложностей не вызывает- это просто "медицинский" факт, то вот вопрос об основателе жанра требует другого более творческого подхода.
Для того чтобы объективно ответить на этот вопрос необходимо выработать методологию. То есть, набор критериев по которым можно было бы сравнивать разные ансамбли в исторической перспективе их существования. Этим и займемся в первую очередь, но для начала несколько важных уточнений. Первое: мы рассматриваем период времени ограниченный временем существования СССР (до 1991 года), поскольку сам термин рожден именно в этой стране. Второе: мы рассматриваем ансамбли, созданные и существовавшие в границах СССР до 1991 года. И третье: термин ВИА мы применяем ТОЛЬКО к профессиональным музыкальным коллективам.
А теперь, собственно, обозначим критерии оценки. Они, по моему мнению, состоят из ответа на два вопроса.
Вопрос первый:
-Какие признаки подводили тот или иной музыкальный коллектив под определение ВИА?
Они, на мой взгляд, следующие :
1. Ансамбль должен был работать с приставкой "вокально-инструментальный ансамбль" перед своим названием. И этому должны быть фактические исторические и официальные свидетельства в виде: афиш, печатных
публикаций, концертных программок, кассет, грампластинок, записей в трудовых книжках или иных бесспорных подтверждений данному факту.
2. В его составе основная и большая часть музыкантов должна играть на музыкальных инструментах и петь одновременно.
3. Ансамбль должен использовать в работе звукоусилительную аппаратуру, а основными инструментами коллектива должны быть электрогитары и барабаны.
4. Ансамбль должен быть известен именно, как ВИА, и оказать заметное влияние на историю жанра в целом.
И вопрос второй:
-Какое именно событие в жизни вокально-инструментального ансамбля надо считать днем его рождения, от которого дальше можно вести отчет возможного влияния данного коллектива на историю жанра в целом?
Вопрос этот не так очевиден, как кажется на первый взгляд. Поскольку отсутствуют общепризнанные критерии отсчета, то и возникают сегодня всякие несуразные "юбилеи", основанные на мифотворчестве, которое
все более и более смещается корнями в добитловскую эпоху.
Я уже писал на эту тему
в 2009 году и с тех пор мое мнение на эту тему принципиально не изменилось,но дополнилось. И на сегодняшний день звучит так:
-Днем рождения каждого конкретного ВИА должен считаться день первого публичного концерта в качестве профессионального коллектива с названием в дальнейшем не менявшемся.
Почему важно не измененное название? Потому что в противном случае ряд коллективом будут иметь право вести свою историю от значительно более ранних времен, чем это есть в реальности. Например,
"Верные друзья" смогут приватизировать историю
"Москвичей", а
"Пламя" историю
"Самоцветов" и т. д.
Данный постулат будет у нас выступать под п.5.
Итак, мы имеем пять критериев отбора. Причем, надо подчеркнуть, что только сочетание всех ПЯТИ пунктов в истории коллектива дают ему основание претендовать на на роль "отцов-основателей" жанра ВИА.
Теперь очертим круг возможных претендентов: "Дружба", "Аккорд", "Орэра", "Диэло", "Гуниб", "Авангард", "Поющие гитары".
Ансамбль "Дружба" не предоставил точной даты своего первого профессионального концерта, но известен год, когда он стал профессиональным -1957.
Я не встречал печатных подтверждений, что "Дружба" работала, как ВИА. В наиболее доступных источниках (Дискографиях) он упоминается сначала, как "вокальный ансамбль", а потом и просто, как "ансамбль".
Есть, правда, упоминание,что на пластинках
33ГД 000339 и
ГД-000381-2
он представлен, как ВИА, но доступные сканы этих дисков это не подтверждают.
Так же "Дружба" не проходит по п.2 и п.4.
"Аккорд" известен в истории эстрадной музыки только, как вокальный квартет. Хотя на стадии его возникновения в 1960 году документально зафиксирован и факт его
существования, как ВИА. Более того, в 1969 году на международной ярмарке грамзаписей
МИДЕМ-69, он представлял СССР именно в категории ВИА. Главный редактор "Мелодии" М.
Краснов на вопрос корреспондента газеты "Советская культура" (18.01.1969) сказал следующее:
-Нынешний фестиваль посвящен эстрадной музыке. Победителями окажутся те пластинки, которые наберут наибольший тираж за прошедший год. На данном соревновании оспариваются три приза- певцу, певице и
вокально-инструментальному коллективу. И соответственно претендентами от нашей страны будут выступать Муслим Магомаев-пластинки с записями песен в его исполнении изданы за оспариваемый год тиражом более 4
миллионов экземпляров, молодая ленинградская певица Мария Пахоменко- тираж грамдисков с её записями около 2 миллионов экземпляров- и вокально-инструментальный ансамбль "Аккорд"- его тиражи превысили 2,5
миллиона.
При этом для МИДЕМ-69 "Мелодия" подготовила экспортный вариант первого гиганта "Аккорда" (записанного в 1967 году и выпущенного в продажу в 1968) С01465-6, где он обозначает именно, как вокальный квартет.
Не смотря на всё это, "Аккорд" по п.2 и п.4 так же не вписывается в нашу концепцию.
"Орэра"- профессиональным ансамблем стал в 1961 году но я не видел ни одного подтверждения до 1966 года, что этот коллектив работал, как ВИА. Только, как
"Вокальный квартет Грузии".
Афиша 1966 г.
 |
Был еще один грузинский коллектив, который опередил "Орэро" в качестве ВИА, назывался он "Диэло". 15 февраля 1966 года в газете "Советская культура" была опубликована заметка о неделе грузинской эстрады. В ней в частности сообщалось, что эту неделю открыл вокально-инструментальный квартет "Диэло" в составе: А.Эбралидзе, В.Кикабидзе, С.Эбралидзе и Г.Леонидзе.
Газета "Советская культура"
 |
"Гуниб"- тоже вошел в историю, как один из первых ВИА, и точно первый, который записал сольную пластинку в 1965 году.Однако из скудных данных о нем известно, что он был по
сути всего лишь формальным сочетанием вокального ансамбля и аккомпанирующих музыкантов, по типу "Аккорда". По этой причине он выпадает из нашего списка по п. 2 с некоторой долей условности, а по п.4 -без малейшего сомнения
Вообще, надо сказать, что кавказские коллективы доминировали в 60-е годы в части формального освоения аббревиатуры ВИА. Помимо вышеназванных коллективов определение ВИА с 1973 года носил и азербайджанский вокальный квартет
"Гая (Гайя)".
"Авангард" - может считаться первым классическим ВИА (по образу Битлз), но став профессиональным коллективом в мае 1966 года, и переехав из Ленинграда в Донецкую филармонию он там сменил название.
Вот, как об этом рассказывает один из основателей коллектива
Владимир Антипин:
-Алик Петренко предложил нам работу в Донецке. И только вот с этого началась наша гастрольная работа. А в Ленконцерте мы так никогда и не поработали.
Когда мы приехали в Донецк, местная филармония присвоила нам очень "оригинальное" имя – квартет "Юность". Кроме сольной программы, мы еще аккомпанировали Мэри Кирш. Была такая певица, жена Игоря Петренко..
.
5 апреля 1967 года мы уволились из Донецка и вернулись в Питер.
"Авангард" так же выпадает из нашего списка: по п.4 и п.5.
И, наконец, последний претендент -
"Поющие гитары", еще в советское время безоговорочно считавшийся основателем жанра ВИА. В 1966 году коллектив стал первым
профессиональным ансамблем Ленконцерта и начал выступать под аббревиатурой ВИА. Первый свой концерт в этом статусе дал 2 ноября 1966 года.
Поскольку и оставшиеся три пункта полностью применимы к этому ансамблю,то исходя из этого, датой зарождения ВИА в СССР с наибольшей долей достоверности можно считать 2 ноября 1966 года. Этот же факт
подтверждает права ленинградского ансамбля п/у А. Васильева быть основателем жанра ВИА, как говорят юристы, по совокупности доказательств.
"Поющие гитары".
 |