Александр Кудряшов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Первые филармонические ВИА и не ВИА.

(октябрь 2021 г.)

Предисловие

Саша Кудряшов приготовил, как всегда, обширный фактологический материал "Первые филармонические ВИА". Большая его часть у меня не вызывает вопросов. За исключением истории создания ВИА "Веселые ребята". На этой теме мы уже неоднократно ломали с ним копья, но так и не пришли к соглашению. Тем не менее, всякий раз, когда этот вопрос снова возникает и разворачивает очередной виток дискуссии, её результатом всегда становятся новые знания по истории этого любимого нами коллектива.
И потому пусть она продолжается.

В своем эссе Александр рассматривает истории зарождения трех популярных ВИА: "Поющие гитары", "Веселые ребята" и "Норок". Предмет его исследования, кто из них был первым советским ВИА среди тех, кто достиг в дальнейшем всесоюзной популярности.

Однако в самой методике этого изучения содержится некоторое допущение явным образом дающее преимущество "Веселым ребятам".
Там отсчет в зарождении будущего ВИА "Веселые ребята" в рамках ВИА Эры ведется от момента появления ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ансамбля п/у П. Слободкина, а в отношении "Поющих гитар" с момента появления их, как ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО коллектива. Да, и "Норок" зародившийся, как джазовый ансамбль имел в своем первом составе вокалиста и был намного ближе к ВИА, чем не имевший ни одного певца в своем составе коллектив Слободкина.
Кстати, все три эти коллектива созданы были джазменами. Получается жанр ВИА вышел не только из западной поп- музыки, но и из джаза.

Мне кажется, упрощенно эта картина "писалась" так. Возникло это явление исключительно, как подражательство ( в основном английским группам) на любительском уровне в студенческой среде больших городов. Понятно, что проблем с репертуаром у них не было. Никакого влияния со стороны национальных музыкальных традиций этот любительский кружок по интересам не испытывал. Наоборот, он очень агрессивно их отвергал. Новая музыка стремительно завоевывала молодежную аудиторию и все, кто попадал под ее влияние становились носителями новой западной культурной идеологии.
Когда явление приобрело размах, то вышло за рамки чисто студенческой среды в пространство больших городов, оставаясь при этом любительским музицированием "для себя и своих друзей". Тут-то на него обратили внимание профессиональные эстрадные музыканты и "меценаты".
Все профи на тот момент были апологетами джаза, но джаз, несмотря на все их старания, не стал "народным" советским искусством. Он не приносил денег. Он стоил дешево. А новое увлечение молодежи уже начинало попахивать роскошью ( в особо крупных размерах). И самые ушлые джазовые музыканты, которые к тому же имели коммерческую жилку быстро переориентировались на новый жанр.

В истории возникновения "Веселых ребят" инструментальный состав п/у П. Слободкина сыграл определенную роль, но к жанру ВИА он не имеет никакого отношения и вести от него отчет возникновения первого ВИА, как минимум, странно.
В противном случае мне не понятен отбор именно этих трех коллективов. Если придерживаться такого подхода, то на роль первооткрывателей жанра ВИА с большим правом должны претендовать "Песняры", "Акварели" и "Голубые гитары".
Владимир Мулявин, Александр Тартаковский и Игорь Гранов ездили по стране, руководя инструментальными составами, задолго до Слободкина.
Инструментальный ансамбль Игоря Гранова и Н.А. Казанцева на гастролях в Индонезии.


Ансамбль п/у Павла Слободкна

Моя версия происхождения этого коллектива тоже расходится с Сашиной.
Вот в гостях у Матецкого Слободкин рассказывал:
-В начале 1966 года и (прошло) еще чуть-чуть (времени), я пришёл в Москонцерт и стал просить: «Хочу организовать (ансамбль)».

Какой ансамбль хотел организовать Слободкин в 1966 году?
В контексте всего разговора сегодня подразумевается, что речь идет о ВИА. Однако, в 1966 году джазмен Слободкин никакого ВИА создать не мог поскольку просто не был "в теме" подобной музыки. Он был рядовым аккомпанирующим музыкантом, коих в Москонцерте были сотни. Вероятнее всего, он хотел создать инструментальный ансамбль, чтобы стать его руководителем и выйти из кагорты рядовых безымянных музыкантов Москонцерта. Вряд ли, это ему удалось бы в таком молодом возрасте, если бы не папа.
Очевидно, что многим своим успешным начинаниям и чудесным избавлением от неприятностей в дальнейшем Слободкин обязан своему знаменитому папе, входившему в Художественный совет Москонцерта и имевший обширные связи в Министерствах культуры СССР и РСФСР. Именно, по этой причине Павел Яковлевич в Москонцерте имел множество недоброжелателей.

Мечта Слободкина исполнилась довольно скоро. Правда, он его не создал, а получил готовый. Руководителем инструментального ансамбля в Москонцерте Слободкин стал не летом 1966 года, как принято считать, а годом позже- в 1967 году. Тому есть свидетельство одного из его участников Игоря Высоцкого.
В 2017 году мне удалось с ним пообщаться на эту тему. Сам он считал, что эти события (гастроли в Ташкенте) происходили в 1966 году. Однако, официальный сайт (ныне уже не существующий) ВИА "Веселые ребята" в своё время давал справку по датам работы в этом коллективе различных музыкантов. Среди них был и Григорий Ковалевский. Он пришел в ансамбль Слободкина в марте 1967 года. На фото, представленных И.Высоцким этот музыкант есть. И потому, с большой долей вероятности, можно сказать, что Игорь ошибся годом.

Никакого названия у этого коллектива в 1967 году не было. Это был инструментальный ансамбль п/у Павла Слободкина. Таких коллективов в Москонцерте было полно. Они работали "на графике", то есть, выезжали на гастроли, аккомпанируя различными солистам, в соответствии с разработанным в организации графиком. Никаких постоянных солистов у них не было. Была череда разных певцов, коих в Москонцерте тоже было пруд пруди.
Никогда этот ансамбль не считался гастрольным коллективом Марка Бернеса. У Бернеса не было постоянного гастрольного состава. Их не было не у кого из солистов того времени, поскольку это было экономически не выгодно.
Так что считать, что Бернес был солистом у Слободкина можно только сильно погрешив против истины. Кроме него с ансамблем работали и другие солисты (М.Лукач, Э.Уразбаева и др.). Однако, они сильно проигрывали Бернесу в популярности. И потому заявлять себя в качестве сопровождающего ансамбля Бернеса было намного более статусно в глазах окружающих, чем других солистов, так же выступавших с ними. Это был чистый пиар-ход со стороны Слободкина, как сказали бы сейчас. Или, по-простому, понты.

Когда говорят, что Павел Яковлевич два года создавал "Веселые ребята" (с 1966, когда появился приказ, по 1968, когда ансамбль поехал на первые гастроли), то это чистая фантазия. Вернее, по-своему интерпретируются некоторые факты, а о других, вообще, предпочитает умалчивать.
Создавать в коммерческой организации коллектив два года, в течении которых он не приносит прибыль, но пожирает дефицитные ресурсы и деньги никто никогда не позволил бы. Таких примеров Москонцерт не знал ни до "Веселых ребят" ни после.
Когда появлялся приказ о создании нового коллектива то в нем были четко прописаны все нюансы: там всегда обозначены точные даты, когда новый ансамбль должен закончить репетиционный период, сдать программу Худсовету и выехать на гастроли.
Гастрольный план все концертные организации верстали на год вперед. Соответственно все артисты знали свои планы на следующий год заранее. Срыв гастрольного графика для руководителя ансамбля почти всегда означал снятие с должности. Поэтому, утверждение, что Слободкин с 1966 года руководил, как бы, "Веселыми ребятами", но при этом два года ни разу не выехав с ними на гастроли, и, не представив в последующие 60 лет ни одного результата деятельности в этот двухлетний период, свидетельствуют против этого мифа.

Москонцерт, будучи ведущей концертной организацией в СССР (постоянно занимая первые места в социалистическом соревновании в рамках республиканского и союзного Министерства культуры), имея у себя самых раскрученных и популярных артистов, вообще свысока смотрел на всех остальных своих конкурентов. Мало интересуясь, что там у них происходит. По этой причине там долго не замечали зарождения нового жанра.
К 1967 году профессиональные ВИА в СССР уже существовали, как минимум два года: "Гуниб" в Махачкале, те же "Поющие гитары" в Ленинграде, "Юность" и "Современник" в Донецке, "Орэра" в Грузии, "Мечтатели" в Армении. Наверняка, были и еще, но работали они в основном по периферии, и потому о них мало кто знал.

Даже сегодня, спустя много десятков лет, при наличии Интернета и возможности получать информацию со всего мира, о зарождении первых ВИА мы знаем непростительно мало. Что уж говорить про те времена?
Короче говоря, до руководства Москонцерта информация о появление в других концертных организациях музыкальных коллективов новой формации не доходила. Или, имевшуюся у них информацию об этом, они не считали важной.

До тех пор пока в декабре 1967 года "Поющие гитары" не посетили с концертами Москву.
Концерты прошли с аншлагами и хорошими газетными отзывами. Это не осталось не замеченным в Москонцерте. Кроме очевидной сверхпопулярности у молодежи нового жанра, сказалось и уязвленное столичное самолюбие, поэтому и было принято решение создать подобный коллектив в Москве. Стал вопрос, кому это дело поручить?
Недавно назначенный молодой руководитель инструментального ансамбля Слободкин оказался кстати. Наверняка, и папа помог своим авторитетом.
Павел Слободкин

Однако, Юрий Львович Домогаров (директор-распорядитель Москонцерта) не особенно верил в способности прыткого молодого человека. И потому создание в Москве первого ВИА было поручено в начале 1968 года сразу двоим: Павлу Яковлевичу Слободкину и Игорю Яковлевичу Гранову.
Таким образом, появление в столице первых профессиональных ВИА, стало следствием прямого указания сверху, а не реализацией тайных мечт их руководителей. Хотя выгоду от нового жанра оба оценили сразу.
Игорь Гранов

У руководителя ВИА "Акварели" Александра Тартаковского первый тост всегда был за "Битлз". Когда его спрашивали, почему? Он отвечал:
-Потому что такую "башлевую" (денежную) штуку придумали.
Имелся ввиду, весь жанр ВИА.

Решение о создании в Москонцерте своего ВИА принималось, скорее всего, в декабре 1967 года. В книге Н.Добрюхи "Рок из первых рук" Слободкину задали вопрос:
-Есть ли точная рождения ансамбля "Веселые ребята"?
Он ответил:
-В декабре 66- года было принято решение о создании этого коллектива, и с 8 марта 67-го года мы стали активно работать.
Скорее всего, Павел Яковлевич путает 1966 с 1967. Если сдвинуть эти события на год вперед, то все становиться на свои места: решение принималось в декабре 1967 после гастролей ВИА "Поющие гитары", а 8 марта 1968 года они выступили в программе посвященной Женскому дню. Скорее всего, это было не живое выступление, а дебют на радио или ТВ.

Итак, в декабре 1967 года руководство Москонцерта приняло решение о создании собственного ВИА. Хотя гастрольный план на 1968 год уже существовал, но в течении года он всегда подвергался корректировкам. Поэтому, предположу, что и Гранову и Слободкину на создание коллектива нового жанра было отведено полгода. С таким расчетом, чтобы к концу второго квартала, хотя бы, один из них успел подготовить свой коллектив к гастролям во второй половине 1968 года.

ВИА "Веселые ребята".

За эту возможность и ухватился Слободкин. Для сокращения сроков он не стал создавать новый ансамбль, а решил выполнить задание на базе своего инструментального состава.
Когда будущий ВИА сел на репетиционный период, готовить программу, то главной заботой Павла Яковлевича стал поиск вокалистов. С января 1968 года ансамбль стал пополняться новыми музыкантами, но среди них не было певцов. В марте пришли первые двое: Юрий Петерсон и Нина Бродская, тогда и начались полноценные репетиции.
Слободкин очень спешил, поэтому он не мудрствуя лукаво много взял от тех, кого ему предложили скопировать.
Основу любого успешного коллектива составляет репертуар. И вот этот репертуар в значительной своей части был позаимствован у "Поющих гитар". Недавно узнал, что и песню Д.Марьяновича на стихи О.Милявского "Баллада о погибшем отце" известную мне в исполнении "Веселые ребята" (солист Ю.Петерсон) первоначально исполняли "Поющие гитары" от лица своей солистки Елены Федоровой.
Известно, что Слободкин вел переговоры с Юрием Антоновым, когда тот был солистом-инструменталистом "Поющие гитары", на предмет перехода того в "Веселые ребята".
Павел Яковлевич готовил свой коллектив именно к гастрольной работе. Надо было очень быстро сколотить концертный состав, потому что эстрадные музыканты в те времена могли зарабатывать приличные деньги только на гастролях. Репетиционный период, который всегда предшествовал появлению нового коллектива или наказанию старого, оплачивался минимально. И то, не всем. По этой причине музыканты сами максимально пытались его сокращать, чтобы быстрее поехать и начать зарабатывать.
В итоге на свои первые гастроли в Мурманск "Веселые ребята" выехали в 13 июля 1968 года, успев, благодаря стараниям Слободкина решить все организационные вопросы в первой половине года. Думаю, что тень отца ему в этом всячески способствовала.

А Игорь Гранов выбрал другой путь, который получился длиннее. Он пошел по ресторанам. В те времена только там были музыканты, умевшие петь. Уговорить хорошо устроившихся лабухов, бросить привычный домашний уклад жизни и пойти на гастрольную эстраду с непонятными денежными перспективами, было не просто. И долго. В конце концов Гранову это удалось. Понимая, что влезть в план 1968 года у него не получится, он предпринял интересный ход, который увенчался полным успехом.

Вот, например, в газета Петрозаводска за 1969 год, где присутствует рецензия на концерт ленинградского ансамбля, и в ней есть такие слова:
-ВИА "Поющие гитары" молод. Он существует всего два с половиной года. Подобных-профессиональных- коллективов у нас не много. "Голубые гитары" в Москве, "Норок" в Кишиневе...

Почему же в этом ряду Веселые ребята" даже не упомянуты, хотя уже год существуют, а "Голубые гитары", возникшие недавно, уже известны?
Потому что Гранов, будучи значительно более опытным руководителем, еще до начала концертной деятельности записал со своим, находящимся еще в стадии формирования, коллективом несколько песен и их "протолкнул" их на радио. И таким образом сделал имя своему ансамблю еще до того, как его смогли увидеть живьем в 1969 году. По этой причине долгое время многие считали, что "Голубые гитары" появились раньше "Веселых ребят".

В реальности первое место в Москонцерте застолбил за собой в 1968 году ВИА "Веселые ребята" п/у П.Слободкина. И хотя он этого добился, во многом, копируя "Поющие гитары", сегодня это уже не важно. Победителей, как известно не судят. А то, что в итоге "Веселые ребята" добились большего успеха в рамках жанра ВИА, чем их прототип из Ленинграда, это бесспорный факт.

Бытует легенда, что когда сразу после войны в СССР потребовалось очень быстро создать межконтинентальный бомбардировщик, то приняли решение скопировать американский В-29. Поручили это авиаконструктору А.Н. Туполеву. Тот пришел к Сталину и сказал:
-Зачем копировать? Я могу сделать лучше.
На что Сталин, совершенно правильно, ответил ему:
-Не надо лучше! Делай такой!
Так у нас появился стратегический бомбардировщик Ту-4, и появилось время, для создания своей стратегической авиации. Которая, и на сегодняшний день, после краха великой державы, является лучшей в мире.
Ученик превзошел учителя.
В истории с "Поющими гитарами" и "Веселыми ребятами" всё произошло ровно так же.

В заключении

Почему же в конце 80-х в период бурной перестройки Слободкин решил пересмотреть взгляды на свою роль в истории жанра ВИА и стал претендовать на первенство в нем и отцовство всей советской рок-музыки?
Хочу предложить свою версия, которая возникла у меня несколько лет назад в период более пристального изучения книги Н.Добрюхи "Рок из первых рук". Там есть глава "Я -папа поп-музыки", посвященная Слободкину.
Из этой главы следует, что правительство СССР (в лице премьер-министра Н.И. Рыжкова) в 1989 году выделило средства и предоставило место в центре Москвы Слободкину для строительства Международного музыкального центра.
Почему именно ему, а не кому-то другому обсуждать не берусь. Однако, чтобы такой проект был реализован в то время, было необходимо представить в Правительство проект и пояснительную записку с обоснованием необходимости данного мероприятия. Даже понимая, что все необходимые договоренности и согласования уже были достигнуты, все равно для фактического принятия решения требовались соблюсти все формальности, которыми являлись вышеупомянутые документы.
В пояснительной записке обязательно должна содержаться "политическая часть", в которой содержится обоснование- почему именно этот конкретный человек достоин стать реализатором данного проекта. Там перечисляются заслуги данной личности перед государством.
И вот тогда, готовя обоснование для этого грандиозного подарка, автор решил несколько видоизменить свои прошлые заслуги в области советской культуры.
Помимо все регалий, которые у него уже накопились, там и появились утверждения, что соискатель является основателем жанра ВИА и создателем первого в СССР ансамбля подобного типа.
Понятно, что при наличии всех заранее достигнутых согласований, проверять это никто не стал и Слободкин получил возможность построить Музыкальный центр имени себя. С этого момента и началась продвигаться в массы новая история "Веселых ребят". И сегодня в Сети уже есть достаточно материалов, где первым ВИА в СССР называют именно "Веселые ребята".

У американцев есть такая особенность в менталитете. Они могут придумать какую-то байку про других и потом распространять её под видом правды в окружающий мир. Через какое-то время они забывают, что сами это придумали и начинают свято верить в её правдивость.
Кстати, Павел Яковлевич являлся академиком какой-то Американской академии.