Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

декабрь 2018
1

От Автора.

Этой статьей я начинаю публиковать серию материалов об эстрадных конкурсах, проходивших на территории СССР.
Начиная собирать материлы по этой теме, мне казалось на основе моих вопоминаний, что подобных конкрсов был очень мало. Однако в процессе работы выяснилось, что эстрадных конкурсов было довольно много, по крайней мере во второй половине 60-х. Потом с ростом популярности нового жанра ВИА, количество конкурсов уменьшалось, а серьезные международные и вовсе исчезли.
Видимо, это было связано с тем, что в социалистических странах уже существовали международные эстрадные конкурсы (Румыния, Болгария, Польша, Словакия) и создавать им конкуренцию посчитали излишним. На мой взгляд, это была одна из системных ошибок нашей культурной политики. Всякий Международный конкурс двигает вперед, в первую очередь, культуру той страны на территори которой он проводиться. Более того, поднимая авторитет подобного конкурса страна становиться законодателем моды определенного направления. Это хорошо видно на примере развития классической музыки в СССР. Но эстрада не пошла по этому пути, и в итоге сильно от этого проиграла.
Собственно на развитие ВИА эстрадные конкурсы повлияли слабо. Не углубляясь еще в исследование этого явления, просто покопавшись в памяти, я вспомнил только три чисто ВИАшных конкурса того времени: "Серебрянные струны" (Горький-1971), Минск -1973 и "Весенние ритмы" (Тбилиси-1980). Остальные конкурсы были смешанными, а до 1970 года и вообще обходились без участия ВИА.
Не подлежит сомнению, что для поступательного развития вперед культурному явлению необходим соревновательный импульс в его повседневном существовании. ВИА, по сути,оказались лишены этого стимула. Они стали заложниками своей популярности. Их нельзя было без больших финансовых потерь выдернуть из гастрольного конвейера на длительный период для подготовки и участия в конкурсах. Именно потому потенциала их равзития, заложенного ещё при рождении, хвалило примерно до середины 70-х. А потом жанр ВИА, не имея творческого стимула к развитию, но имея материальный стимул к прстому существованию, начал деградировать.
Тем не менее для правильного понимания процессов, проходивших внутри жанра ВИА, надо знать, как вообще функциониравала конкурсная система на эстраде Советского Союза. Этому и будет псвящена данная публикация, которая охватит период с 1960 по 1988 годы.


1960.

1. Всероссийский конкурс артистов эстрады.

1 нояря в газете "Советская культура" появилось обьявление:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР
Обьявляет Всероссийский конкурс артистов эстрады

Конкурс обьявляется в целях стимулирования дальнейшего развития эстрадного искусства, роста мастерства эстрадных артистов, выдвижение новых исполнительских кадров, расширения и улучшения эстрадного репертуара.
Конкурс проводиться по вокальному, инструментальному, танцевальному и оригинальному жанрам.
1- й тур конкурса проводиться с 1 по 8 декабря 1960 г. в гг. Москве, Ленинграде, Воронеже, Новгороде, Горьком, Куйбышеве, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске, Хабаровске и других крупнейших городах Российской федерации.
2-й и 3-й туры состояться в Москве с 15 по 25 декабря 1960г.
Для лауреатов конкурса устанавливаются премиии:
первая премия -5000 рублей
вторая премия -3000 рублей
третья премия -1500 рублей
С условиями конкурса можно ознакомиться в министрествах культуры автономных республик, краевых и областных управлениях культуры, во всех филармониях и концертно-эстрадных бюро РСФСР.


В конкурсе принимали участие профессиональные артисты эстрады, а также участники многочисленных кружков и коллективов художественной самодеятельности.
Председателем жюри Всероссийского конкурса артистов эстрады был народный артист РСФСР Н.П. Смирнов-Сокольский.
Николай Павлович Смирнов-Сокольский.
В первом туре соревновались более двух тысяч человек. Во второй тур было допущено 450 человек, среди которых были не только профессиональные артисты, но и участники художественной самодеятельности.

31 декабря в газете "Советская культура" были опубликованы итоги конкурса. Они оказались неоднозначными. Из четырех первых премий ни одна не досталась вокалистам. А единственным известным артистов в последствии стал М. А. Эсамбаев (танцевальный жанр, г.Грозный).
Из 14 вторых премий вокалисты получили четыре, но только одна из них -Людмила Зыкина (Москва) стала в дальнейшем известной певицей.
Среди 31 третьей премии были только четыре человека ставших впоследстии известными исполнителями в эстрадном жанре. Это К. Бельды (Москва), Р.Я. Горовец (Москва), И.Н.Суржиков (Москва) и М.Н. Суворова (Тула).
Маргарита Суворова.

Среди лауреатов третьей премии этого конкурса был еще один персонаж, который стоит отметить, и который впоследствии будет иметь отношение к ВИА. Это В.И. Щепочкин (инструменталист, Ленинград), который впоследствии создаст ВИА "Веселые голоса".
Жюри конкурса отметила поощрительными премиями самодеятельных артистов, принявших участие в конкурсе. Никто из них дальше себя никак не проявил на эстраде.
Конкурс показал реалии современной певческой эстрады и они были песчальны.

Применительно к этому конкурсу хочу отметить еще одну вещь. Приянято считать, что в советское время инфрормация подаваемая на пластинках многократно проверялась и была абсолютно достовернй. Это не так. И в те времена ошибок было предостаточно. Но это были именно "ошибки", а не откровенное и сознательное враньё, как сегодня.
В 1964 году вышла пластинка Людмилы Зыкиной, где указано, что она стала лауреатом этого конкурса в 1961 году. Очевидно, что это простая ошибка редактора паластинки.

1961