Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

январь 2019
5

1964.

1. Конкурс на лучшее исполнение сочинений советских композиторов.

25 февраля газета "Советская культура" поместила интересную заметку "Победители конкурса". Из неё следовало, что недавно в ВГКО (Всероссийское гастрольно-концертное обьединение) среди сотрудников вокального отдела был проведен конкурс на лучшее исполнение сочинений советских композиторов. Его участники самостоятельно подготовили концертные программы, куда вошло в общей сложности около ста оперных арий и романсов.
"Местное" жюри присудило первую премию артистке О.Тазелашвили, вторую премию получил певец Г.Пирцхлава, третью А.Комиссаров, четвертую, пятую и шестую получили Л. Мальцев, С.Прытин, И.Шершель.
Работники ВГКО отметили, что конкурс стал значительным событием в их творческой жизни, обогатив репертуар певцов, побудив в них постоянное стремление, чтобы произведения композиторов братских республик заняли прочное место в их репертуаре.

Зачем нужно было в большой концертной организации проводить вокальный конкурс только из оперных арий и романсов, если в реальности основную популярность (и доход) приносит вокальная эстрада и песни?
ВГКО - это структура, которая призвана была организовывать концертную деятельность в пределах территории РCФСР, в последствии будет переименована в Росконцерт. Сам по себе подобный почин (творческий конкурс внутри подобной организации) выглядит многообещающим. Ничего подобного, насколько я знаю, дальше не происходило в недрах таких мощных организаций, как Москонцерт, Ленконцерт и тот же Росконцерт. Однако уже на этом примере видно, как формировалась культурная политика страны в области концертной деятельности. И формировалась она однобоко, с перекосом в филармоническую музыку в ущерб эстраде, и за счет эстрады. Потом, в дальнейшем это приведет к тому, что филармонические исполнители в концертных организациях будут лауреатами всяческих конкурсов, но при гастрольных поездках по стране будут собирать мизерную аудиторию, а эстрадники, даже самые отьявленные халтурщики будут "чесать" по городам и весям без разгибу, cобирая Дворцы спорта и стадионы. И это будет провоцировать конфликт между жанрами, а деятели "классической" музыки, к тому времени занявшие все главные места в управлении культурой будут всячески гнобить конкурентов, мстя им за материальную "несправедливость". В том числе и тем, что в эстрадные конкурсы будут впихиваться не эстрадные жанры, а потом этот же подход будет демонстрироваться и на концертной эстраде. Всё это будет вызывать дикое раздражение ( и отторжение "классики") у публики, приходящей на концерты.


2. Республиканский конкурс на лучшую молодежную песню.

21 июля газета "Советская культура" сообщила о новом конкурсе на лучшую молодежную песню.
ЦК ЛКСМ Грузии и Союз композиторов провели республиканский конкурс на лучшие сольные и хоровые песни на молодежную тематику. Поступило более 70 песен. Жюри под председательством композитора Д.Торадзе подвело итоги конкурса.
Первая премия не была присуждена никому.
Вторыми премиями были отмечены песни "Поезд дружбы" (О.Тевдорадзе), "Молодежная песня" (М.Хателишвили) и "Сколько жизней" (М.Даванташвили).
Третьи премии получили "Молодежный вальс" и "Лирический дуэт" (Б.Квернадзе), а так же "Молодежная" (О.Тевдорадзе).

3. Конкурс "Ваша любимая песня".

Некоторое время назад газета "Советская культура" подняла на своих страницах обсуждение темы "музыка вокруг нас", где в частности затронула тему современной массовой советской песни.
1 декабря газета "Советская культура" сообщила о своей новой инициативе провести анкетирование своих читателей на тему "Ваша любимая песня".
В анкете четыре вопроса:
1. Какую песню из созданных нашими композиторами и поэтами в 1964 году вы считаете своей любимой?
2. Кто, на ваш взгляд, самый лучший её исполнитель?
3. Как вы оцениваете музыку песни?
4. На сколько удачен у неё стихотворный текст?
Таким образом на основе читательских писем редакция газеты хотела вычислить лучшую песню 1964 года.
1965