Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

февраль 2019
7

1966.

1. Всесоюзный конкурс на лучшее исполнение советской песни и на лучшую советскую песню.

5 февраля 1966 года в газете "Советская культура" появилось сообщение анонсирующее два всесоюзных конкурса: на лучшее исполнение советской песни и на лучшую советскую песню. Конкурсы приурочены к 50-летию Великого Октября и организованы Министерством культуры СССР, Союзом Композиторов СССР и ЦК ВЛКСМ.
Проведение первого конкурса запланировано на октябрь и для участия в нем будут привлекаться профессиональные артисты не старше 35 лет и вокальные ансамбли, в составе которых исполнители так же не старше 35 лет. Участвовать в конкурсе могут только артисты рекомендованные министерствами культуры союзных республик.
Сам конкурс будет проходить в три тура (два отборочных и один финальный). В первом певцы должны будут показать три песни (одну новую нигде ранее не исполнявшуюся, и две по своему выбору), во втором -пять (одна из времен гражданской войны или на эту тему, довоенного периода, затем песню Великой отечественной войны, песню своей республики и еще одну по своему выбору), а в третьем туре -пять песен по своему желанию.
Победители конкурса награждаются премиями и дипломами. Для солистов установлены две первые премии -по 250 рублей, две вторые -по 200 рублей и две третьи по -150. Для ансамблей одна первая -400 рублей, одна вторая -300 рублей и одна третья -200 рублей.
Во втором конкурсе-на лучшую советскую песню- будут принимать участия сочинения неизданные и нигде ранее не исполнявшиеся. Для авторов лучших произведений устанавливаются следующие премии: одна первая -250 рублей, одна вторая -200 рублей и одна третья -150 рублей. Кроме того предусмотрены и два почетных диплома.
Хотелось бы отметить очень разумную репертуарную идеологию первого конкурса.

В сентябре, после обработки всех поступивших заявок, был окончательно сформирован регламент исполнительского конкурса: он начнется 12 октября в театре эстрады и продлиться 10 дней. Вечером 24 октября состоится закрытие конкурса, вручение дипломов и концерт лауреатов.

11 октября в Министерстве культуры СССР состоялась пресс-конференция, где председатель жюри Л.Утесов ознакомил журналистов с условиями конкурса и его участниками. В конкурсе выступят 70 солистов и 14 вокальных ансамблей из 11 союзных республик. Этот конкурс должен был подвести итоги развития советской песни за 50 лет и способствовать творческому содружеству авторов и исполнителей.

Как и было запланировано, конкурс открылся 12 октября в театре эстрады. В жюри входили известные деятели культуры: композиторы Т. Кулиев, Р.Лагидзе, В.Мурадели, К.Хачатурян, И.Шамо, А.Цвасман; певцы Д.Гнатюк, К.Шульженко, И.Яунзем, Г. Великанова и другие. Председателем жюри был народный артист СССР Л.Утесов.
Леонид Осипович Утёсов

Конкурс начался с первого отборочного тура, в котором среди прочих приняли участие студентка ГИТИС Н. Бродская и солист Саратовской консерватории Н.Соловьев, солисты Москонцерта А.Ведищева, В.Мулерман, И.Кобзон, солистка Укрконцерта Ю.Пашковская, солист Северо-Осетинской филармонии В.Макаров-Макаркин.

В заметке от 15 октября назван полный состав жюри: В.Барсов, Г. Великанова, Н. Исакова, М.Краснов, Т. Кулиев, Р.Лагидзе, Ю.Милютин, В.Мурадели, В.Оловников, Г.Отс, К. Саква, Б. Терентьев, Е.Флакс, К.Хачатурян, И.Шамо, А.Цвасман, Н. Чаплыгин, Е. Чавдар, А. Чернов, Л. Шилтова,К.Шульженко, И.Яунзем, Л. Милянчикова. Председатель жюри народный артист СССР Л.Утесов, заместители П. Савинцев, С. Федоровцев.

18 октября газета "Советская культура" сообщила об итогах конкурса на лучшую советскую песню.
Первое место заняла песня "Память сердца" (И.Лученок-М.Ясень).
Второе место заняли песни "Атомный век" (А.Островский-И.Кашежева) и "Песне нужна тишина" (Г. Подельский-К. Любченко).
На третьем месте "Песня о Шота Руставели" (Ш. Милорава-О. Шалмберидзе). Еще несколько песен получили дипломы.
Ко второму туру конкурса допустили 28 солистов и 8 вокальных ансамблей и дуэтов.

25 октября закончился первый Всесоюзный конкурс на лучшую советскую песню и на лучшее исполнение советской песни, посвященный 50-летию Великого Октября.
Победители конкурса на лучшее исполнение советской песни определились в полночь 23 октября.

Первое место заняли солист ансамбля песни и пляски Белорусского военного округа Виктор Вуячич и солистка Тбилисской филармонии Венера Майсурадзе.
Второе место получил солист Москонцерта Иосиф Кабзон.
Третье место завоевали трое: солист Северо-Осетинской филармонии Владимир Макаров, солист Ленконцерта Павел Кравецкий и солист Москонцерта Вадим Мулерман.
Почетные дипломы получили: солистка Белорусской филармонии Нинель Богуславская и солист Эстонской филармонии Велло Оруметс.

Из вокальных ансамблей первую премию получил квартет Бакинской филармонии "Гайя" (в составе Тимур Мирзоев, Лев Елисаветинский, Ариф Гаджиев и Рауф Бабаев).
Записи квартета на этом конкурсе выйдут отдельной пластинкой.

Вторая премия досталась октету Эстонской филармонии "Лайне" (Анне Тельман, Мильва Клаас, Мильва Тамюин, Анис Петерсон, Лейла Вярк,Вива Эльви, Марта Самусенкова, Лейла Кяви).
Третьих премий удостоены квартет из Москонцерта "Советская песня" (Роза Романовская, Вера Арькова, Галина Бовина, Инна Дубрановская), и квартет Тбилисской филармонии под руководством Мамия Хателишвили (Омар Читая, Николай Капанидзе, Михаил Мацуранишвили).
Специального почетного диплома удостоен эстрадный ансамбль под управлением Исмаила Каплана.

Рассуждая об итогах конкурса, член жюри композитор Юрий Милютин в газете "Советская культура" от 27.10.1966 одной из проблем назвал слабость интрументального сопровождения исполнителей. Успех белорусских исполнителей на этом конкурсе был связан, в том числе, и с тем, что они выступали со своим инструментальным ансамблем от Белорусской филармонии (под управлением И. Каплана).
К середине 60-х годов обострилась проблема взаимодействия внутри концертных организаций на постоянной основе вокалистов и инструменталистов. И скорое появление вокально-инструментальных ансамблей стало одним из способов решения этой проблемы.

2. Международный фестиваль современной эстрадной песни.

Ещё в сентябре был анонсирован Международный фестиваль современной эстрадной песни, который должен был стать первым подобным мероприятием в СССР.
Его организаторами выступили Министерства культуры СССР и ГДР, Министерство культуры и искусств ПНР, Министерство школ и культуры ЧССР, Министерство культуры и просвещения ВНР, Комитетом по культуре и искусству НРБ, редакциями газет и журналов из этих стран (от СССР газета "Советская Россия"), а так же Союзом советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.
По условиям фестиваля в нем принимали участия по два исполнителя (певец и певица) от каждой из шести стран: СССР, Польша, ГДР, Венгрия, Болгария, Чехословакия. В каждой из этих стран проходил один тур фестиваля, после чего все исполнители переезжали в другую страну, где проходи следующий тур. В каждом туре определялись победители, но по условиям конкурса национальные исполнители выступали в своих странах вне конкурса.
Каждый исполнитель должен был представить по 2 песни: одну песню на родном языке и одну песню страны, в которой проходит очередной тур фестиваля.

Фестиваль открылся в Москве 11 ноября в театре эстрады, а с 12 ноября фестивальные концерты проходили во Дворце спорта в Лужниках.
Состав участников был следующим:
Тамара Миансарова и Иосиф Кабзон -СССР,
Ирэна Сантор и Тадеуш Возняховский -Польша,
Кристель Шульце и Инго Граф -ГДР,
Зуска Лонска и Зденек Кратохвил -ЧССР,
Марта Бенце и Янош Коош-Венгрия,
Лили Иванова и Георгий Кордов -Болгария.
Выступление всех участников сопровождал эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и ТВ п/у Юрия Силантьева.
В состав советского жюри вошли: Г. Великанова, А.Грошева, В.Кильчевский, И.Котенко, Ю.Милютин, Л.Ошанин, И.Пахитько, Б.Терентьев, С.Туликвов, В.Хороходин, Л. Шилтова, А.Эйзен, И.Яунзем. Председатель жюри конкурса народный артист РСФСР В.Мурадели. Заместитель председателя В. Федоровцев. Секретарь жюри В.Рыжиков.

15 ноября заключительным концертом в Лужниках закончился первый этап этого конкурса-фестиваля. Победителями стали Кристель Шульце (ГДР) и Янош Коош (ВНР). За лучшее исполнение советских песен они награждены почетными дипломами и ценными подарками.

Все остальные иностранные участники тоже получили почетные дипломы и ценные подарки. После чего эстафету этого мероприятия приняла Польша.
По итогам фестиваля фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила долгоиграющую пластинку.


По итогам советской части фестиваля композитор О.Фельцман опубликовал в газете "Советская культура" за 22 октября большую статью, где особый упор сделал на тематику эстрадных песен. Всё дело в том, что иностранные исполнители для своих выступлений выбрали в основном лирические песни советских авторов, а не гражданско-патриотического звучания. И подобная тенденция вызвала у композитора, как говорят дипломаты, озабоченность:

-Эстрадное искусство является искусством большого смыслового значения, и ему под силу решение очень значительных вопросов, затрагивающих самые волнующие стороны современной жизни. О строительстве новой жизни, о борьбе за мир, о героических подвигах людей, защищающих свою свободу, можно и нужно петь на эстраде. И сегодня появляются песни большого идейного звучания. Но одно бесспорно-их еще явно недостаточно. И тревога о том, что традиции гражданской патриотической песни недостаточно активно развиваются, закономерна. Тем не менее в нашем творческом портфеле есть произведения песенного жанра, сила которых проверена. Это значительные сочинения, которые без скидок на жанр говорят во весь голос о вещах, которые волнуют человека сегодня и являются для многих жизненно важными. Очень хочется чтобы эти произведения заинтересовали наших друзей. Они смогут расширить представление о нашей песне в своих странах, смогут многие произведения нашего песенного жанра сделать широко популярными у своих народов."

В те времена существовало общепринятое разделение музыкального искусства: классическая музыка считалась серьезной и должна была воспитывать население, а эстрадная считалась несерьезной, второсортной и предназначалась для отдыха. В соответствии с этой доктриной и формировалась иерархия внутри композиторской братии объединенной в Союз композиторов СССР. Получилось странная ситуация: основной властью в этом Союзе обладали "серьезные" композиторы, а наибольшую популярность и соответственно наибольшие доходы имели "эстрадники". В этом противоречии и была заложена идеология неизбежного конфликта. Руководство СК начало всячески давить эстрадный жанр, упрекая его в пошлости и безыдейности. Критерии эти были настолько субъективны, что применять их можно было к кому угодно. При этом сами по себе они были абсолютно безвредны для советской музыкальной культуры и никакого значимого вреда ей причинить не могли.
Если бы жанру дали развиваться спокойно без наездов из вне, то ничего драматического в советской музыкальной культуре бы не произошло, а количество достойных песен несомненно увеличилось бы. Хочу заметить, что жанра ВИА еще, как явление, не существовал, но уже советские композиторы озаботились "легковесностью" песенной эстрады. И когда много лет спустя Оскар Фельцман будет рассказывать, как его песню "Ландыши" "угнетали" при Советской власти, то как-то скромно умолчит, что к созданию подобной ситуации приложили руку его ближайшие товарищи-композиторы, а дальше и он сам не чурался принимать участие в подобном.

Так этот фестиваль в 1966 году путешествовал по соцстранам, а свой заключительный тур провел 27 декабря в Болгарии в большом концертном зале с одноименным названием.
Премии фестиваля- два больших приза газеты "Народна култура" за лучшее исполнение болгарской песни получили венгерские исполнители Янош Коош и Марта Бенце.
Еще один специальный приз Национального комитета по радиовещанию и телевидению за лучшее исполнение зарубежной песни получила Тамара Миансарова с песней "Пусть всегда будет солнце".

1967