Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

март 2019
9

1968.

1. Весенний праздник музыки в Молдавии "Мэрцишор-68".

1 марта в Молдавии стартовал праздник музыки "Мэрцишор-68". Он продлиться до 10 марта и пройдет по многим городам республики. В нем примут участие около 400 артистов из всех республик Советского Союза. Среди эстрадных артистов в фестивале примут участие М. Кристалинская, Г.Великанова, В. Мулерман и многие другие.

2. Второй Международный фестиваль современной молодежной песни.

21 сентября в газете "Советская культура" появилась заметка "Сочинский международный", которая сообщала о том, что ЦК ВЛКСМ с 28 сентября по 4 октября проводи в Сочи второй международный фестиваль современной молодежной песни.
По условиям фестиваля в нем принимают участие авторы песен, созданных к фестивалю (композитор и поэт), молодые исполнители -певец и певица от страны-участника.
Цель фестиваля - популяризация лучших современных молодежных песен, воспевающих труд, дружбу, патриотизм т интернационализм молодежи, борьбу за мир, борьбу против войны во Вьетнаме.
На конкурс представляются не более двух песен, созданных не ранее 1967 года или написанных специально к фестивалю. Лучшей песне присуждается специальный приз ЦК ВЛКСМ и премия.
К участию в конкурсе допускаются исполнители не старше 25 лет. Каждый из них должен спет три песни: песню свой страны, одну советскую и одну по выбору.
Жюри фестиваля, возглавляемое композитор А.Холминов, должно определить лучших певца и певицу, которым будут вручены призы ЦК ВЛКСМ и премия в размере 200 рублей. Четыре солиста, занявшие вторые и третьи места получат дипломы и премии соответственно 150 и 100 рублей.
Холминов Александр Николаевич

Для поощрения лучших молодежных песен и лучших исполнителей учреждены специальные призы Министерства культуры СССР, Союза композиторов СССР, редакцией газеты "Комсомольская правда", журналов "Ровесник", "Смена", "Сельская молодежь", молодежных редакций Всесоюзного радио и телевидения.

Наряду с ними традиционный приз редакции "Советской культуры", специально учрежденный для сочинского фестиваля, будет вручен тому из его участников, который покажет лучшую вокально-художественную культуру исполнения.

В фестивале участвуют Георги Минчев (Болгария), Жужа Мари и Аттила Дебош (Венгрия), Хейди Баук (ГДР), Иоланта Барушевич и Тадеуш Вожняк (Польша), Аквелина Северин и Дория Анастасиу (Румыния) и двое исполнителей из Монголии.

Для определения участников фестиваля от СССР 29 сентября в Сочи пройдет конкурс советских исполнителей, в котором выступят представители всех союзных республик. Победители этого состязания получат право представлять на фестивале Советский Союз.
Представлять Российскую Федерацию на фестивале будет Нина Коста.
Нина Коста

Об этом рассказал на состоявшейся 19 сентября пресс-конференции заместитель заведующего международным отделом ЦК ВЛКСМ Юрий Данилов.

Конкурс советских исполнителей, который транслировало ТВ, собрал 15 претендентов, каждый из которых должен был исполнить по две песни по своему выбору. 8 из 15 конкурсантов повторили свои песни на "бис". До двух часов ночи жюри фестиваля выбирало самых достойных. В итоге выбор пал на молдавскую певицу Ольгу Сорокину и Вольдемара Куслапа из Эстонии.


3 октября в газете "Советская культура" были оглашены итоги Второго Международного фестиваля современной молодежной песни.
Лучшей песней была признана "Красное знамя" композитора Иохима Верцлау (ГДР). На втором месте песня "Зов жизни" Джорджи Григориу (Румыния). Советская песня "Время" (А.Островский) в исполнении М.Магомаева заняла третье место.

Первое место среди девушек заняла профессионально безукоризненная Паша Христова (Болгария), солистка гастролировавшего в тот момент в Советском Союзе эстрадного оркестра "София" и Ольга Сорокина уроженка молдавского села Васнены. Второе место присуждено польской певице Иоланте Барушевич. И её же вручен специальный приз газеты "Советской культуры" за лучшую вокально-художественную культуру исполнения. Третью премию получила темпераментная венгерская певица Жужа Мари.

Среди юношей жюри единодушно присудило первую премию прекрасному эстонскому певцу Вольдемару Куслапу, солисту театра "Эстония". Вторую премию разделили между собой болгарин Георгий Минчев и поляк Тадеуш Вожняк. Третье место получил монгольский певец.
Журнал "Советская эстрада и цирк"

А.Холминов -председатель жюри фестиваля:
-Второй фестиваль молодежной песни проходил накануне большого праздника советской молодежи - 50-летия Ленинского комсомола. Этой замечательной дате он и был посвящен. Проводя фестиваль, ЦК ВЛКСМ считал, что он послужит дальнейшему укреплению дружеских связей между творческой молодежью, поможет популяризации лучших молодежных песен, воспевающих труд, дружбу, патриотизм и интернационализм молодежи, борьбу за мир, за социальное и национальное освобождение, борьбу против войны, ведущейся американскими империалистами во Вьетнаме. Я считаю, что надежды устроителей фестиваля полностью оправдались. Сочинский песенный форум молодежи явился заметным событием в жизни молодого поколения нашей планеты.

По итогам фестиваля фирма "Мелодия" выпустила пластинку Д 025517-18:
Д 025517-18

3. Региональные фестивали и конкурсы.

Помимо союзных мероприятий в республиках проходили и региональные эстрадные конкурсы.
Фестиваль эстрадной песни прошел в Баку. В нем приняли участие композиторы и артисты со всего Союза: из Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Таллина и других городов.
Еще один конкурс эстрадной песни "Поет молодежь" посвященный 50-летию Ленинского комсомола прошел в Тбилиси. Организовали его Союз композиторов Грузии и Тбилисский городской комитет комсомола.

4. Четвертый съезд композиторов СССР.

С по декабря в Москве Кремлевском прошел Четвертый Съезд Союза композиторов СССР На нем выступил Николай Николаевич Месяцев- председатель Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР.
Н. Н. Месяцев

В своем выступлении он затронул тему эстрадных фестивалей и конкурсов, проводимых в стране:

-Нельзя пройти мимо обилия всякого рода проводимых, в том числе и с участием Союза композиторов, различных фестивалей, конкурсов, смотров в области эстрадной, джазовой музыки и легкости присуждения "лауреатства" слабым произведениям или исполнителям. Конечно, трудно переоценить значения огромного творческого вклада композиторов, работающих в области массовых жанров. Но не утихающие споры, беспокойство и тревоги вызваны тем, что в огромном потоке этой музыки качественная сторона, и прежде всего гражданская её направленность не дает желаемого удовлетворения.
Для того, чтобы прекратить проникновение в советский быт музыки, чуждой нашим эстетическим позициям, необходимо создавать больше ярких, талантливых сочинений, отвечающим высоким вкусам и запросам советских людей... .
Развитие радио и в особенности телевизионного музыкального вещания с каждым годом всё острее ставит вопрос кадров. Как известно, консерватории и другие учебные заведения не занимаются подготовкой необходимых нам специалистов. Союз композиторов мог бы оказать содействие в организации в высших музыкальных учебных заведений факультетов или отделений по подготовке музыкантов-редакторов, корреспондентов, звукорежиссеров, работников других профессий... .
Наш долг- так повести музыкальную пропаганду, чтобы она в полной мере служила благородному делу коммунистическому воспитанию нашего народа. И мы для этого сделаем всё.


Тут надо остановиться на двух моментах.
Первое: руководители культуры всех рангов продолжали призывать делать ставку на гражданскую тематику песен и, очевидным образом, отодвигали лирику на задворки. Они не понимали, что времена изменились и страна привыкала к мирной жизни, в которой лозунги и призывы перестали соответствовать желаниям людей. Люди захотели спокойствия, уюта и простых человеческих отношений. Преобладание гражданской тематики в СМИ стало вызывать раздражение и отторжение у молодежи. Это была одна из главных идеологических ошибок власти. Надо было менять вектор развития культуры.
Справедливости ради, надо сказать, что попытки сделать это предпринимались. Всё это обилие эстрадных конкурсов и фестивалей с начала 60-х годов и было попытками найти приемленный компромисс между лозунгами власти и желаниями людей. Однако внятной концепции этого пути не было и создать её никто не пытался.
И тут мы переходим ко второму моменту из выступления Месяцева. Это- кадры, которые, как известно, решают всё.
Реальную музыкальную политику на радио и ТВ вершили музыкальные редактора. Руководители только задавали направление, а заполняли это направление конкретным содержанием (конкретным музыкальным материалом и конкретными исполнителями) именно редактура. Записать ту или иную песню, включить её в ту или иную передачу, заплатить ту или иную сумму авторам- это все решалось на уровне редакторов.
Когорта этих редакторов формировалась из выпускников высших музыкальных заведений (хотя бывали и исключения), где преподавалась только академическая музыка. Более того в стенах этих заведений категорически не приветствовалось увлечение студентов джазовой и эстрадной музыкой. Уличенные в подобных поступках могли быть запросто отчислены. Отсюда понятно, что пришедшие на радио и ТВ музыкальные редактора в массе своей не только не знали эстраду, но и не хотели её пропагандировать.
1969