Эстрадные конкурсы Страны Советов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

апрель 2019

12

1971.


1.Московский фестиваль комсомольской песни.

20 февраля газета "Советская культура" в заметке "Поют "Искатели"" сообщила о том, что в Московском городском дворце пионеров состоялся заключительный концерт фестиваля комсомольской песни, проводившегося МГК ВЛКСМ, столичной композиторской организацией и Главным управлением культуры Мосгорисполкома.
В фестивале принимали участие профессиональные и самодеятельные молодежные коллективы, а так же отдельные исполнители.
На фото лауреат фестиваля ВИА "Искатели" студентов Московского энергетического института. Художественный руководитель А.Безруких.


2.Московский турнир советской эстрадной песни "Звезды завтрашнего дня".

4 ноября газета "Советская культура" в заметке "Жюри - тысячи зрителей" поведала о том, что во Дворце спорта Лужники седьмой день проходит театрализованный турнир советской эстрадной песни. В программе конкурса "Звезды завтрашнего дня" принимают участие эстрадные певцы из Ворошиловграда, Вильнюса, Донецка, Свердловска, Москвы, ВИА "Ялла" из Узбекистана и ВИА "Самоцветы" (Москва).
Организатор конкурса- городской отдел Москонцерта. Автор сценария -Эмиль Радов.
Эмиль Радов.


Этот турнир был организован довольно необычно для того времени. При входе во Дворец спорта каждый зритель получал специальную карточку, в которой он должен был выставить оценочный бал каждому исполнителю. Впервые грандиозный зал, как бы, составил огромное зрительское жюри.
В турнире принимали участие и гости- чемпионы Всесоюзного телеконкурса КВН, лауреаты Всесоюзного телеконкурса "Алло, мы ищем таланты" и известные эстрадные артисты: И.Суржиков, В.Мулерман, М.Кристалинская, В.Круглова и другие.
С экрана песнями приветствуют зрителей и, как бы, ободряют молодых участников турнира известные исполнители эстрадной песни Мирей Матье, Лили Иванова, Дин Рид, Марк Бернес.
В первом отделении турнира звучали песни патриотической и гражданской тематики. Тысячи зрителей приветствовали посетившую турнир сестру Анджелы Дэвис Фанизо Дэвис и её друзей.
ВИА "Ялла" взволнованно исполнил песню "Черное-красное" посвященную мужественной американской патриотке, и преподнес Ф.Дэвис текст и ноты этой песни.

13 ноября в газете "Советская культура" были опубликованы итоги этого турнира.
Первый приз поделили ВИА "Ялла" (Ташкент)- за исполнение песни "Красное-черное" (Е.Ширяев-А.Ходжаев) и ВИА "Самоцветы"- за исполнение песни "Горлица" (О.Иванов- С.Кирсанов).
Среди вокалистов первый приз завоевала лауреат IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады Г.Муразай (Ворошиловград)- за русскую народную песню "У нас нынче субботея..."
Обладатель второго приза стал солист Литовской филармонии Л.Шумский. Он спел песню "Русское поле" (Я.Френкель -И.Гофф).

3.Второй горьковский фестиваль "Серебряные струны".

Об этом фестивале прошедшем в декабре газета "Советская культура" упомянула 6 января 1972 года в заметке "Фортиссимо-от начала до конца".
Автор заметки дирижер Е.Пашковский пишет:
-... зачем нужно подгонять русские песни под ритмы (уже не модных) последователей битлов, зачем подражать западным ансамблям не лучшего образца? Почему в программах выступлений молодежных ансамблей большая часть пьес насыщена чуждым нашей юности пессимизмом, о чем свидетельствует, в частности, репертуар с унылыми названиями и текстами: "Ушедший поезд", "Одиночество вдвоем", "Спи" или экстравагантное "Именно та женщина" и другие?
Прежде всего нужно отметить необычайно низкий профессиональный уровень исполнения большинства коллективов. Зачем, например, играть все пьесы от начала и до конца на предельном фортиссимо всего ансамбля,усиленного сверхмощными усилителями?
Почти все ансамбли в погоне за звуковыми эффектами и большой звучностью забыли о главном- о том, что необходимо донести до слушателя содержание произведения и в первую очередь его текст, отдельные фразы которого становятся понятными лишь в тех местах, где у инструментального сопровождения были паузы.
Полной неожиданностью среди потоков звука огромной силы, который казалось не выдержат барабанные перепонки, было выступление ансамбля "Ариэль" из Челябинска. Этот молодой коллектив сумел показать то, чего не смог достигнуть ни один другой ансамбль:культуру исполнения, артистичность, интересные аранжировки. Заслуга ансамбля в том, что не пытаясь копировать или подражать,его участники ищут свой почерк, свой репертуар, что и послужило основой для высокой оценки жюри и зрителей.
При всех положительных сторонах такого смотра его учредителям. в частности Горьковскому горкому ВЛКСМ, а также организациям культуры, следует быть более принципиальными в осуществлении контроля над подобными мероприятиями, чтобы не допустить на сцену пошлые и низкопробные пьесы,которые неискушенные начинающие и более опытные ансамбли принимают за образцы современной музыки.
ВИА "Ариэль" на фестивале.


1972