Эстрадные конкурсы Страны Советов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

май 2020

20

1979.


1. VI Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

30 января в газете "Советская культура" заметка "Что скажет жюри" информировала читателей, что в Ленинграде будет проходить VI Всесоюзный конкурс артистов эстрады. В нем примут участие солисты-певцы, вокально-инструментальные и инструментальные ансамбли, представители "разговорных" профессий, танцоры, исполнители эстрадно-цирковых и оригинальных номеров.
Всего около 850 номеров, 1140 участников из всех 15 союзных республик страны. Жюри возглавляет Аркадий Райкин.

13 февраля газета "Советская культура" продолжила рассказ в материале "Завтра эстрады". Это был последний день конкурсного экзамена, к которому были допущены 6 эстрадно-инструментальных коллектива, 12 номеров речевого жанра, 11- оригинального, 11- хореографического, 12 вокалистов и 3 вокальных ансамбля. Большинство присутствующих убеждены, что уровень соревнования выше, чем в предыдущие годы, особенно его музыкальная часть.
После конкурса предполагается провести теоретическую конференцию по его итогам.


14 февраля в БКЗ "Октябрьский" прошел концерт лауреатов и дипломантов конкурса.

23 февраля газета "Советская культура" поместила большую статью по итогам прошедшего конкурса "Аплодисменты смолкли, что дальше?".

20 марта в той же газете сообщалось, что в Москве в театре Эстрады завершились концерты лауреатов VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Вот, как об этом конкурсе вспоминал И.Шароев:

«Вспоминаю VI Всесоюзный конкурс артистов эстрады. А. И. Райкин – председатель жюри, я – его заместитель по речевым жанрам (в состав жюри также входили: М. Грин, А. Внуков, Е. Уварова, Ю. Силантьев, Ю. Саульский, М. Фрадкин, А. Стрельченко, В. Вуячич, Л. Маслюков, С. Макаров, А. Бойко, А. Редель, Н. Шереметьевская и др. – Ф. Р.). Положение не из завидных: заведовать речевыми жанрами при Райкине – хорош сюрприз! Но вышел приказ министра, и я вынужден был подчиниться...
А. И. Райкин сказал, что «болеет» за молодого ленинградского мима, с не известной пока никому фамилией Полунин, которого считает сверхталантливым и которым восхищался Марсель Марсо. И попросил, чтобы я позвонил ему вечером и сказал об итогах первого тура по оригинальному жанру (в этот день заканчивался первый тур).
Узнав, что Вячеслава Полунина жюри «зарубило», не пропустив даже на второй тур, я позвонил Аркадию Исааковичу. Он долго молчал, потом спросил, могу ли я собрать завтра в 9 часов утра президиум жюри. Я обещал.
На следующее утро мы собрались. Наш председатель был краток. Строго глядя на членов президиума, как на нашкодивших школьников, он сказал всего лишь фразу, что и он, и все члены жюри будут опозорены, если такой талантливый человек, как Вячеслав Полунин, не станет лауреатом конкурса. Наступила большая пауза. Затем я предложил пересмотреть решение жюри оригинального жанра (это было право президиума – корректировать решение жюри по всем жанрам) и пропустить Полунина на второй тур. Члены президиума (включая и представителей оригинального жанра) проголосовали «за», явив удивительное единодушие. Райкин, никак не прокомментировав это, встал и пригласил всех в зал на очередной просмотр.


2. Телепередача "Шире круг".

23 февраля в газете "Советская культура" анонсировалась очередная передача "Шире круг" с участием ВИА "Красные маки".


3. Конкурс "Политическая песня-79" в Армении.

23 марта в газете "Советская культура" появилась заметка о том, что сегодня в столице Армении состоится торжественное закрытие традиционного конкурса "Политическая песня-79". В нем принимали участие ВИА и солисты из Москвы, Ленинграда, Вильнюса, Риги, Киева и других городов страны, а также Польши, Болгарии, ГДР и Чехословакии.

Удивляет в этой заметке то, что этот конкурс назван традиционным, остваясь абсолютно неизвестным в СССР. Хотя по своему составу он явно тянет на звание Всесоюзного и Международного. Ещё мне почему-то кажется, что организация этого конкурса была дебютом на этом поприще Стаса Намина.
Почему же при таком составе и "правильном" названии конкурсу было уделено так мало значения и не названо ни одного участника?
Давно занимаюсь историей советских конкурсов песни, но подобного названия мне встречать не приходилось. Собственно, конкурсов политической песни мне встречалось два: в 1969 году Третий Международный фестиваль молодежной, политической песни в Сочи и в 1972 году Белорусский Республиканский конкурс политической песни "Юность обличает империализм".
Хотя в газетной заметке это событие названо конкурсом, на значке написано "фестиваль" и название "Ереван-79".


4. Первый Московский конкурс артистов эстрады.

6 июля газета "Советская культура" поместила заметку "Называем победителей". В ней сообщалось, что в минувшее воскресенье в театре Эстрады завершился первый Московский конкурс артистов эстрады. В нем приняло участие более 350 молодых исполнителей -москвичей. Среди участников более половины представляли художественную самодеятельность и творческие ВУЗы. Председателем жюри была Народная артистка СССР Людмила Зыкина.
Значок.
Среди его лауреатов были несколько исполнителей, которые могут нас заинтересовать. Например, первую премию в вокальном жанре получил В.Чайка, а вторую премию Феликс Красиловский. Третьи премии получили Л. Привина, вокальный дуэт Э.Бабаев и И.Мальгина, а так же ВИА "Ярмарка" под руководством С.Потапова.

11 августа в 21.35 по 1 программе ТВ был показан заключительный концерт Первого Московского конкурса артистов эстрады.

5. Четвертый фестиваль "Огни магистрали-79".

24 июля в газете "Советская культура" сообщалось об открытии Всесоюзного фестиваля искусств "Огни магистрали-79".
-Главная задача фестиваля, -рассказал генеральный директор Росконцерта В.Ходыкин, - полнее отразить трудовые подвиги и нравственную красоту молодых строителей БАМа, познакомить их с последними новинками и достижениями советского искусства.


6. Первый всесоюзный конкурс на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества "Ялта-79".

10 августа газета "Советская культура" сообщила о завершении Первого всесоюзного конкурса на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества.
Среди солистов первую премию получил Валерий Леонтьев (Горький), вторую Людмила Москвитина (Крымская филармония) и Габош Ласло (Ивано-Франковск).
В разделе ВИА жюри вынесло решение: первую и третьи премии не присуждать. Второе место занял: "ВИА-75" (Тбилиси), дипломантами стали "Скифы" (Одесса), "Наво" (Ташкент), "Яшлык" (Алма-Ата) и "Крымские зори" (Крымская филармония).
ВИА "Яшлык".

Лучшей песней стала узбекская "Край родной" (Ч.Ширяев-Ш.Рашидов).
По итогам конкурса была выпущена пластинка.


7. Шестой международный молодежный фестиваль песни "Красная говздика".

2 октября газета "Советская культура" анонсировала открытие в Сочи в новом концертном зале очередного фестиваля "Красная говздика".
Участие в нем примут певцы со всех континентов. Советский Союз будут представлять Лариса Кандалова (Казахстан), Анастасия Лазарюк (Молдавия), Валентина Игнатьева (РСФСР) и Николай Гнатюк (Украина).
Для лауреатов конкурса учтреждены три главных приза- Гран-при, призы ЦК ВЛКСМ и КМО СССР, призы отдельных организаций и газет. Специальный приз самому молодому участнику фестиваля учредила газета "Советская культура".
12 октября в газете "Советская культура" были опубликованы итоги фестиваля.

7. Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей "С песней по жизни".

18 декабря газета "Советская культура" поместила заметку "С песней по жизни"", в которой рассказало об очередном конкурсе. А так же о том, что приз от газеты вручен солистке Литовского обьединения музыкальных ансамблей Беруте Петриките из Каунаса.

1980