Фирма грамзаписи "Мелодия"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Памяти Юлии Сапрыкиной...

декабрь 2021

1

От автора.

17 декабря 2021 года ушла из жизни Юлия Сапрыкина -редактор отдела эстрады фирмы "Мелодия". Наше недолгое телефонное общение началось в апреле 2021 года и продолжалось с большими перерывами до октября. Мы сразу перешли на "ты". Я хотел с её помощью сделать большой материал в "внутренней кухне" "Мелодии".
Большого не получилось...

Юлия Сапрыкина.

-Расскажи о себе для начала.

Родилась я давно на Преображенке. Это такой район в Москве, улица Халтуринская. В семье нас было четверо: папа, мама, я и брат. Мама у меня врач, а папа работал в строительном управлении.
Сколько себя помню, брат всегда играл на аккордеоне, а я пела. И меня мама отвезла в хор Локтева. Я там солировала. Помню, что исполняла "Жаворонка". Потом к нам пришла профессор Кира Константиновна Сараджева, было прослушивание, и она сказала моей маме, что хотела бы взять меня к себе для обучения на арфе. Я согласилась и арфа для меня до сих пор- золотой инструмент. Я закончила Музыкальное училище имени Гнесиных, но еще учась, решила связать себя с песней.

-Какая музыка нравилась в то время?

Любила лирические песни, народные... Частушки очень любила, которые пела Мордасова. Очень мне нравились сестры Федоровы, Майя Кристалинская. Я потом с ней работала.
Еще в детстве я была в пионерлагере в Дубне и там наш музыкальный руководитель, она играла на аккордеоне, попросила меня спеть песню "Калина красная". Я спела её, а она спела прекрасную песню "Мне снится этот сад, роняя свой наряд..."
Проходит какое-то время, я уже работаю на "Мелодии", и как-то говорю своему звукорежиссеру:
-Слушай, Вить, мне так нравится эта песня, но я не знаю авторов.
-Ты должна обязательно о них узнать.
А моя подруга Наташа Пляцковская мне и говорит:
-Это мой папа написал.
И тогда я решила её записать. Мне сделали хорошую аранжировку и я её записала.

-А как ты попала на Мелодию? Прямо с улицы?

Фактически, да. В Гнесинке ходили разговоры о пластинках, о том, как их записывают на ГДРЗ на Качалова. И я решила зайти посмотреть. Про "Мелодию "я знала давно. Я пришла на улицу Станкевича, дом 8. Сейчас это Вознесенский переулок. Был небольшой тест, я его прошла и меня взяли. Сначала в ОТК, я там отслушивала оригиналы, а потом меня пригласили в редакцию. Сначала я была редактором "советской песни", а потом у нас появилась "эстрадно- советская песня" и я стала редактором там.

-Ты говоришь, что учась в Гнесинке всегда пела. А почему не попробовала себя в качестве певицы?

Не захотела... Так сложилось... Взяла и пришла на "Мелодию" и там оказалось так интересно... Это еще было когда цех записи был на улице Станкевича в кирхе. Там был в отделе кадров начальник Крюков Виктор ... Я заполнила анкету и меня взяли. Это было 26 июня. Меня взяли с испытательным сроком в два месяца. Сначала в Отдел технического контроля (ОТК). Я спросила, что это такое: ответили, что будете прослушивать оригиналы. Это все лунная дорожка моей судьбы.

-Расскажи про Отдел Технического Контроля (ОТК)?

В ОТК сидели одни женщина. Они могли хорошо слушать щелчки и царапины на оригиналах, которые могли получиться в процессе их изготовления. Прислушивание оригиналов проходило на проигрывателях Thorens с алмазными иглами.
Юлия Сапрыкина в ОТК.

На прослушке оригиналов работало человек 18 в две смены, поскольку и прессовый цех и цех гибких пластинок работали в две смены.
Мы слушали музыкальную дорожку и если замечали щелчки, то отмечали их карандашом, а потом отдавали их граверу. Он это подчищал, исправлял, и мы слушали дальше. Если все было хорошо,то этот оригинал отдавали в гальванический цех, где с оригинала снимали матрицу, с помощью которой изготовлялись пластинки.
Если был брак, который гравер исправить не мог, то оригинал списывали, но так было не часто. Граверы старались исправить максимум возможного брака. Еще наш ОТК прослушивал реставрированные магнитозаписи, которых в то время было довольно много.

-Сколько времени ты проработала в ОТК?

С 1972 по 1976. Потом пришла редактором в отдел советской песни.

-Кто из редакторов там работал?

Рыжиков, Качалина, Абелян, Слепнев.

-Кого ещё из тогдашних редакторов можешь назвать?

Скворцова Надя, Нина Кацман, Рудаковская... Еще был Боря Тихомиров вел редакцию фольклора.
Там была такая разветвленная структура. Например, эстрада состояла из эстрады и советской песни. Советская песня делилась на народную и фольклор.

-Кто определял для каждого редактора, сколько тому делать пластинок?

Определял главный редактор.

-А кто был главным для тебя?

Самое интересное- я сама была себе начальник. Надо мной был только главный редактор Несвит Иван Дмитриевич.

-Какие отделы тогда существовали на Мелодии?

Плановый, производственный, бухглатерия... А там, где создавались пластинка были редакции. Они делилиь по жанрам: русская народная песня, эстрада, советская песня, речевой жанр, классическая музыка... Их было много и в каждом были редактора.

-Сколько всего было редакторов?

Человек 15-18.

Юлия Сапрыкина в ОТК.

-В чем были твои обязанности, как редактора?

Я готовила пластинки для производства. Если надо было написать аннотацию к диску, то тоже я писала.

-Кто поручал готовить грампластинки редактору?

Сухорадо Валерий Васильевич. У нас был план и каждый имел задание на подготовку определенного кол-ва дисков.

-План был на год?

Нет на квартал. У нас по четвергам была "пятиминутка". Там мы рассказывали о своих делах и получали задания. Собирал нас главный редактор Несвит Иван Дмитриевич.

-Этот план на квартал был определен структурно: столько-то гибких, столько миньонов, столько гигантов?

Прежде, чем сделать гигант обязательно выходила гибкая пластинка, потом миньон. После их выхода мы смотрели на популярность той или иной пластинки.

-А из чего вы узнавали о популярности той или иной пластинки?

Нам из каждого магазина приходила бумага со статистикой продаж. Это все приходило в плановый и гонорарный отдел. На Ленском проспекте и на Арбате были наши магазины, которые и давали нам статистику. Нам звонила Грузинова (видимо, директор магазина прим. автора) и говорила, что пользуется спросом.

-А другие магазины не относящиеся к Мелодии и из других городов?

Они тоже присылали нам рапортички, сколько всего продано. Дальше плановый отдел определял, что будет выпускаться дальше. Мы могли повторят тираж и не один раз. Первый тираж был 25 тыс. Второй можно было сделать 50 000. И так дальше.
Юлия Сапрыкина справа.

-С чего начинается процесс создания грампластинки для тебя, как редактора?

Когда Худсовет принял пластинку, которую мне получено делать, я шла в фонотеку, брала эту пленку, прослушивала, и отдавала девочкам в аппаратную монтировать. Они все это монтируют и мне отдают.

-Смонтированная фонограмма готовиться на одной катушке целиком? Или для каждой стороны отдельная катушка?

Целиком на одной. А вот уже тон-диски пишутся для каждой стороны отдельно. Эти тон-диски дальше идут на МОЗГ в гальванический цех. С него снимали никелевый оригинал-негатив. Его опять опускали в гальванику и получали уже два оригинала-негатив и позитив. Позитив отдавали в ОТК. Там его отслушивали и если не было брака на каждую матрицу наносили индекс. Оригинал проходил 10 снятий и его амортизировали.
Еще мне приносили конверт с этикетками, но это не те этикетки, которые потом клеют на диск. А просто отпечатанные на машинке. Потом конверт и эти листочки идут в типографию.

-Если пластинка требовала большого тиража, то приходилось делать несколько лаковых дисков?

Да, могли делать несколько повторов лакового диска с той же фонограммы.

-На каждый диск наносился индекс. Этот индекс менялся, если приходилось делать повторный тираж уже выпущенного диска?

Не менялся.

-По индексу можно понять сколько было повторных тиражей этой пластинки?

Нельзя.

-А редактор мог с диска какую-то песню убрать или какую-то добавить?

В принципе мог, но старались этого не делать, потому что это все уже было утверждено Худсоветом. Я могла поменять песни местами на гибких пластинок. Это не возбронялось.

-Худсовет прослушивал просто записанные песни или уже целиком фонограмму будущей гибких пластинок?

Целиком фонограмму.

-Решение о том, какая песня попадет на диск принимал только Худсовет?

Конечно.

-Кто делал макет конверта?

Художественный редактор Игорь Печерников.

-Кто принимал данный конверт ?

Тиражная комиссия.

-А кто начислял гонорар авторам песен и исполнителям за эту пластинку?

Гонорарная группа. Кавешникова Светлана Петровна -руководитель гонорарного отдела. Он у нас было до 90-х годов пока не появилось РАО.

-Как создавались гибкие пластинки?

На МОЗГ и в Апрелевке были пресса для изготовления виниловых дисков. А на МОЗГ были пресса и для изготовления гибких пластинок. Пресс для гибких дисков позволял выпускать за смену 25 000 грампластинок. Таких прессов в цехе было 5. Цех, печатавший гибкие диски был на МОЗГ, м. "Водный стадион".

-А до?

Там же. Просто из ВСГ решили сделать еще одну ветку и голову отсоединили от туловища- получился МОЗГ.

-То есть, МОЗГ -это ВСГ ставшая самостоятельным предприятием в структуре "Мелодии"?

Да, так решило руководство в то время.

-Гибкие диски изготавливались так же прессование, как и виниловые?

Да. Выглядело это так. Огромный рулон пленки проходит через пресс и огромная металлическая пластина с двумя матрицами сверху и снизу. Пленка проходит мимо матриц и мы сразу получаем две пластинки. Потом на станке они вырезаются и получается готовые грампластинки.

-Матрицы для гибких и виниловых дисков делались по одной технологии?

Да.

-Для гибкой пластинки матрицы делались по технологии, как для монофонически виниловых миньонов?

Да. Матрицы тоже никелевые, технология та же.

-Для печати гибких пластинок тоже требовалось вначале записывать лаковый диск?

Обязательно. Делалось это в цехе записи в отделе артофона. Артофон это станок для записи лакового диска. Таких станков было 4. У каждого была своя аппартная, где работали по два человека: оператор и звукорежиссер.

-Кроме ВСГ гибкие диски печатались на других предприятиях Мелодии?

Нет. Гибкие печатались только у нас.

-Мне приходилось видеть гибкие от Тбилисской студии грамзаписи.

Я не знала, что гибкие печатали еще где-то.

-А могло быть так, что лаковый диск был, конечно, записан на ВСГ, потом там же сделали никелевый оригинал, с него сделали матрицы, которые отправили в Тбилисси, где уже наштамповали сами пластинки?

Я не помню, чтобы в Тбилиси был цех гибких пластинок. Хотя, всё может быть.

-А вообще ВСГ отсылала свою продукцию (лаковые диски, никелевые оригиналы или готовые матрицы) на другие заводы Мелодии?

Только никелевые оригиналы на заводы Риги, Ташкента, Апрелевки.

-А на Ленинградский завод отправляли?

Да. Отправляли.

Гибкая пластинка от Тбилисской студии грамзаписи.

-Вот оттиск ТСГ на самом гибком диске.

Я вижу оттиск ТСГ впервые. Никогда раньше его не видела. Это всё что могу сказать по этому поводу.

С ТСГ было так. Сначала там была создана студия для записи национальной музыки. Всё, что там записывалось, потом отправляли на ВСГ. Там записи проходили Худсовет, и, те, которые проходили, там же и печатали.
В 1972-73 годах для ТСГ закупили новое оборудование, которое позволило печатать пластинки всех форматов. Примерно, с 1974 года ТСГ работала так: записи отсылали на ВСГ, там с них делали никелевые оригиналы и отправляли их на ТСГ, где с них уже штаповали диски.
Скажи, а каков порядок выпуска гибких пластинок: десятки тысяч, сотни или миллионы?


Думаю миллионы.

-Проходили ли гибкие пластинки Худсовет?

Все песни, которые выходили на пластинках, в том числе и на гибких, проходили Худсовет.

-А сами гибкие? Михаил Шабров в своей книги "Вячеслав Добрынин. Доктор Шлягер" писал:
"Владимир Дмитриевич Рыжиков вспоминал, что в доперестроечное время, особенно во времена застоя, вокально-инструментальные ансамбли спасали план Всесоюзной студии грамзаписи, где он тогда работал. Когда выполнение этого плана было под угрозой, то в срочном порядке, соблюдая, правда, кое-какие формальности, но фактически минуя худсоветы, выпус-кались гибкие грампластинки, в первую очередь с записями вокально-инструментальных ансамблей.


Я хорошо знаю Шаброва. Все песни для пластинок Худсовет проходили.
Михаил Плоткин и Юлия Сапрыкина.

-У ВИА "Акварели" был гигант, где на пластинке была указана песня "Теория", но в реальности на пластинке её не было, вместо неё была инструментальная пьеса "День рождения". Эта пластинка выходила в таком виде двумя тиражами 25 и 50 тысяч. И только на третьем ситуация была исправлена и на диске уже написали вместо "Теории" "Деь рождения". Как такое могло произойти? Редактор пластинки Рыжиков. Я хочу понять на каком этапе произошла ошибка и кто её совершил?

Да были у нас такие ошибки. И много было всего. После Худсовет мы собирали Тиражную комиссию и там могла эта ошибка произойти. Один редактор одно написал, другой другое...

-Скажи первые тиражи гигантов печатались только на ВСГ или их могли печатать и на других заводах "Мелодии"?

Это был последний вопрос, заданный мной Юлии. Ответа на него я не дождался...
Продолжение